Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Критический анализ древних текстов"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Античная и восточная археология)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Античная и восточная археология
Язык:
русский
Кредиты:
11
Контактные часы:
138
Программа дисциплины
Аннотация
Цель данного научного семинара - обеспечить высокое качество научных исследований магистрантов, так как специалисты по классической и древневосточной археологии постоянно обращаются к данным письменных источников, как нарративных, так и эпиграфических. Углубленное изучение текстов на древних и восточных языках - одно из главных преимуществ программы "Античная и восточная археология", которая носит междисциплинарный характер и ориентирована, прежде всего, на археологию обществ, обладавших письменностью. На научно-исследовательском семинаре в течение всего второго года обучения на практике будут применяться необходимые для высококлассного специалиста навыки анализа письменных источников на древних и восточных языках. На конкретных примерах, выбранных с обязательным учетом специализации магистров и темы их магистерской диссертации, предполагается объяснить техники перевода текстов на древних и восточных языках, особенности работы с текстами, составленными на диалектах древних и восточных языков, освоить методы прочтения эпиграфических памятников, а также научиться сопоставлять данные письменных источников с археологическими. Программа этого семинара учитывает специфику подготовки археологов, занимающихся периодами и культурами, освещенными текстами, то есть интегрирует классическое филологическое образование в археологическое, что уникально для российской системы подготовки археологов, занимающихся античной и древневосточными цивилизациями.
Цель освоения дисциплины
- познакомить учащихся со старовавилонским и младовавилонским (литературным) диалектами аккадского языка
Планируемые результаты обучения
- применять основы грамматики старовавилонского и младовавилонского диалектов аккадского языка, словарный минимум и основные клинописные знаки
- уметь читать и разбирать со словарем клинописные тексты, составленные на двух указанных диалектах
- владеть основной справочной и теоретической литературой по аккадскому языку
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Семитологическое введение в аккадский язык.Современная классификация семитских языков. Место аккадского языка в семитской языковой семье (восточносемитская ветвь). Основные черты морфологии и лексики, противопоставляющие аккадский язык западносемитским языкам.
- Тема 2. История аккадского языка.Разновидности аккадского языка III тыс. до н. э. Язык текстов из Эблы. Саргоновский диалект аккадского языка. Вавилонский и ассирийский диалекты аккадского языка (II-I тыс. до н. э.). Использование аккадского языка на периферии Месопотамии. Младовавилонский (литературный) диалект аккадского языка. Корпус аккадоязычных текстов (хронология и типы текстов).
- Тема 3. Клинописная система письма.Клинопись как словесно-слоговая система письма. Краткая история развития клинописи от древнейших текстов (эпоха архаического Урука) до старовавилонского периода. Наиболее употребительные слоговые и логографические знаки. Особенности отражения фонем аккадского языка на письме.
- Тема 4. Фонетика аккадского языка.Инвентарь фонем аккадского языка. Фонемы аккадского языка в сравнительно-историческом освещении. Фонемный состав ранних форм аккадского языка (III тыс. до н. э.). Фонетика старовавилонского диалекта. Орфографические нормы южной и северной разновидностей старовавилонского аккадского.
- Тема 4. Морфология имени существительного и прилагательного.Падежная система аккадского языка. Показатель женского рода. Генитивная конструкция (сопряженное сочетание, status constructus). Форма имени существительного перед местоименными суффиксами (status pronominalis). Особенности склонения имени прилагательного.
- Тема 5. Местоимение.Независимые (тонические) местоимения и местоименные суффиксы. Указательные местоимения ближнего и дальнего дейксиса. Анафорические местоимения. Относительное местоимение ša. Вопросительные местоимения.
- Тема 6. Морфология глагола.Префиксальное и суффиксальное спряжение. Нефинитные глагольные формы. Породы аккадского глагола. Модальные глагольные формы. Категория вентива. Субъюнктив. Типы слабых глаголов. Четырехбуквенные глаголы.
- Тема 7. Неизменяемые и служебные части речи. Числительные.Наречия. Вопросительные наречия. Модальные слова. Дискурсивные маркеры. Союзы. Простые и составные предлоги. Соединительная частица -ma. Междометия. Порядковые и количественные числительные. Синтаксис числительных. Особенности согласования с именем исчисляемым (полярность рода). Мультипликативные формы числительных.
- Тема 8. Морфосинтаксис глаголаГрамматические значения претерита, презенса, перфекта и статива. Конструкции с инфинитивом. Особенности употребления модальных форм глагола. Адвербиальные употребления глагольных форм (гендиадис).
- Тема 9. Синтаксис.Синтаксис простого предложения. Порядок слов в именном предложении. Придаточные предложения. Относительные придаточные предложения. Местоименная реприза. Бессоюзное относительное придаточное предложение. Временные придаточные предложения. Условные придаточные предложения. Придаточные цели, причины и уступки. Особенности оформления клятвы.
Элементы контроля
- ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y
- самостоятельные работы
- контрольные работы
- экзаменПо усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * контрольные работы + 0.2 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y + 0.2 * самостоятельные работы + 0.4 * экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * контрольные работы + 0.2 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y + 0.2 * самостоятельные работы + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kouwenberg, N. J. C. (2010). The Akkadian Verb and Its Semitic Background. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448600
- Reiner, E. (2013). A Linguistic Analysis of Akkadian. [Berlin]: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=674598
Рекомендуемая дополнительная литература
- Huehnergard, J. (2018). A Grammar of Akkadian (Third Edition). [N.p.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2222785
- Karner, G. (2013). Altbabylonisches Lehrbuch. Review of Biblical Literature, 15, 52–55. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=93727560