• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Критический анализ древних текстов"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Иванова Анна Владимировна, Лазебная Валентина Сергеевна, Никольский Иван Михайлович
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 11
Контактные часы: 138

Программа дисциплины

Аннотация

Цель данного научного семинара - обеспечить высокое качество научных исследований магистрантов, так как специалисты по классической и древневосточной археологии постоянно обращаются к данным письменных источников, как нарративных, так и эпиграфических. Углубленное изучение текстов на древних и восточных языках - одно из главных преимуществ программы "Античная и восточная археология", которая носит междисциплинарный характер и ориентирована, прежде всего, на археологию обществ, обладавших письменностью. На научно-исследовательском семинаре в течение всего второго года обучения на практике будут применяться необходимые для высококлассного специалиста навыки анализа письменных источников на древних и восточных языках. На конкретных примерах, выбранных с обязательным учетом специализации магистров и темы их магистерской диссертации, предполагается объяснить техники перевода текстов на древних и восточных языках, особенности работы с текстами, составленными на диалектах древних и восточных языков, освоить методы прочтения эпиграфических памятников, а также научиться сопоставлять данные письменных источников с археологическими. Программа этого семинара учитывает специфику подготовки археологов, занимающихся периодами и культурами, освещенными текстами, то есть интегрирует классическое филологическое образование в археологическое, что уникально для российской системы подготовки археологов, занимающихся античной и древневосточными цивилизациями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить учащихся со старовавилонским и младовавилонским (литературным) диалектами аккадского языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • применять основы грамматики старовавилонского и младовавилонского диалектов аккадского языка, словарный минимум и основные клинописные знаки
  • уметь читать и разбирать со словарем клинописные тексты, составленные на двух указанных диалектах
  • владеть основной справочной и теоретической литературой по аккадскому языку
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Семитологическое введение в аккадский язык.
    Современная классификация семитских языков. Место аккадского языка в семитской языковой семье (восточносемитская ветвь). Основные черты морфологии и лексики, противопоставляющие аккадский язык западносемитским языкам.
  • Тема 2. История аккадского языка.
    Разновидности аккадского языка III тыс. до н. э. Язык текстов из Эблы. Саргоновский диалект аккадского языка. Вавилонский и ассирийский диалекты аккадского языка (II-I тыс. до н. э.). Использование аккадского языка на периферии Месопотамии. Младовавилонский (литературный) диалект аккадского языка. Корпус аккадоязычных текстов (хронология и типы текстов).
  • Тема 3. Клинописная система письма.
    Клинопись как словесно-слоговая система письма. Краткая история развития клинописи от древнейших текстов (эпоха архаического Урука) до старовавилонского периода. Наиболее употребительные слоговые и логографические знаки. Особенности отражения фонем аккадского языка на письме.
  • Тема 4. Фонетика аккадского языка.
    Инвентарь фонем аккадского языка. Фонемы аккадского языка в сравнительно-историческом освещении. Фонемный состав ранних форм аккадского языка (III тыс. до н. э.). Фонетика старовавилонского диалекта. Орфографические нормы южной и северной разновидностей старовавилонского аккадского.
  • Тема 4. Морфология имени существительного и прилагательного.
    Падежная система аккадского языка. Показатель женского рода. Генитивная конструкция (сопряженное сочетание, status constructus). Форма имени существительного перед местоименными суффиксами (status pronominalis). Особенности склонения имени прилагательного.
  • Тема 5. Местоимение.
    Независимые (тонические) местоимения и местоименные суффиксы. Указательные местоимения ближнего и дальнего дейксиса. Анафорические местоимения. Относительное местоимение ša. Вопросительные местоимения.
  • Тема 6. Морфология глагола.
    Префиксальное и суффиксальное спряжение. Нефинитные глагольные формы. Породы аккадского глагола. Модальные глагольные формы. Категория вентива. Субъюнктив. Типы слабых глаголов. Четырехбуквенные глаголы.
  • Тема 7. Неизменяемые и служебные части речи. Числительные.
    Наречия. Вопросительные наречия. Модальные слова. Дискурсивные маркеры. Союзы. Простые и составные предлоги. Соединительная частица -ma. Междометия. Порядковые и количественные числительные. Синтаксис числительных. Особенности согласования с именем исчисляемым (полярность рода). Мультипликативные формы числительных.
  • Тема 8. Морфосинтаксис глагола
    Грамматические значения претерита, презенса, перфекта и статива. Конструкции с инфинитивом. Особенности употребления модальных форм глагола. Адвербиальные употребления глагольных форм (гендиадис).
  • Тема 9. Синтаксис.
    Синтаксис простого предложения. Порядок слов в именном предложении. Придаточные предложения. Относительные придаточные предложения. Местоименная реприза. Бессоюзное относительное придаточное предложение. Временные придаточные предложения. Условные придаточные предложения. Придаточные цели, причины и уступки. Особенности оформления клятвы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * контрольные работы + 0.2 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y + 0.2 * самостоятельные работы + 0.4 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * контрольные работы + 0.2 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y + 0.2 * самостоятельные работы + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kouwenberg, N. J. C. (2010). The Akkadian Verb and Its Semitic Background. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448600
  • Reiner, E. (2013). A Linguistic Analysis of Akkadian. [Berlin]: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=674598

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Huehnergard, J. (2018). A Grammar of Akkadian (Third Edition). [N.p.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2222785
  • Karner, G. (2013). Altbabylonisches Lehrbuch. Review of Biblical Literature, 15, 52–55. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=93727560