Магистратура
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Научно-исследовательский семинар: Индивидуальное (биографическое) измерение мусульманской истории в Центральной Азии
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Мусульманские миры в России (История и культура))
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
62
Программа дисциплины
Аннотация
У студентов, которые, возможно, не имеют опыта чтения и изучения текстов средневековой литературы, необходимо сформировать представление о литературной традиции, в рамках которой создавались подобные тексты – о её конвенциональной природе, о жанровом разнообразии, о ключевых текстах, связанных с жизнеописанием, в первую очередь – с «рассказом о себе». Для мусульманской Центральной Азии первостепенное значение имеют арабская, персидская и чагатайская традиции, и именно на текстах, созданных внутри этих традиций с самого раннего этапа их существования мы и сосредоточим своё внимание. В центре нашего внимания будут находиться ключевые тексты, дающие примеры различных типов (авто-)биографического нарратива, а также исследовательские работы, им посвящённые. В связи со спецификой программы круг источников и будет ограничен произведениями, доступными в русских и английских переводах. В ходе обсуждения источников и исследовательской литературы по изучению автобиографических, агиографических, историографических и художественных текстов студенты познакомятся с основными подходами и методиками анализа источников, содержащих (авто-)биографический нарратив.
Цель освоения дисциплины
- Студенты познакомятся с различными жанрами арабской, персидской и чагатайской словесности, в рамках которых осуществлялся рассказ о собственной персоне либо о жизненном пути другого человека.
- Студенты познакомятся с классификацией «рассказов о себе», их структурой, авторскими интенциями и рефлексией
- Студенты прочтут ключевые источники по теме, доступные в русских и английских переводах, и получат навыки их анализа
- Студенты познакомятся с ключевыми исследовательскими работами, составляющими минимальную теоретическую базу для изучения «рассказов о себе» и жизнеописаний, созданных в мусульманском мире в эпоху до Нового времени
Планируемые результаты обучения
- студенты познакомятся с современными подходами к изучению «рассказов о себе», методами анализа «рассказов о себе», основной терминологией, применяемой в современной исследовательской литературе
- студенты будут знать основные жанры биографической литературы, познакомятся с предложенными в исследовательской литературе способами классификации «рассказов о себе», узнают о целях написания «рассказов о себе», получат навыки литературоведческого анализа жизнеописаний.
- студенты познакомятся с базовыми исследованиями, рассматривающими вопросы соотношения литературы и факта в персоязычных исторических сочинениях XI–XV вв.; студенты познакомятся с ключевыми историческими сочинениями, представляющими собой «рассказ о себе»; студенты получат навыки анализа подобных сочинений
- студенты знакомятся с географической литературой мусульманского мира эпохи до Нового времени, получают навыки анализа ключевых сочинений типа травелог
- студенты знакомятся с агиографической литературой (видами, жанрами, историей становления и развития), получают навыки анализа агиографических сочинений, получают навыки анализа автобиографических сочинений, посвящённых эволюции духовного мира автора
- студенты познакомятся с исследованиями, затрагивающими проблему «рассказа о себе» как литературной условности и влияния литературного канона на структуру «рассказа о себе»; студенты получат навыки анализа «рассказа о себе» с точки зрения его соответствия литературному канону
Содержание учебной дисциплины
- Изучение «рассказов о себе»Понятие «рассказа о себе». Современные подходы к изучению «рассказов о себе». Проблемы изучения «рассказов о себе», написанных в период до Нового времени, «рассказы о себе» как «искажения» того или иного литературного жанра.
- «Рассказы о себе» в мусульманском миреПроблема классификации и жанровой принадлежности. Основные жанры. Авторские интенции, авторская рефлексия. «Рассказ о себе» как резюме. «Рассказ о себе» как способ терапии.
- Жизнеописание и историографияИсториография и литературный канон. Дидактическая функция истории. Фигура правителя в историческом сочинении и в дидактической литературе. «Рассказы о себе», относящиеся к подтипу написанных в тоске по родине и былому величию. «Рассказы о себе», относящиеся к подтипу «изображение жизни правителя глазами авторитетного лица».
- Жизнеописание и географияГеографическая литература в мусульманском мире: становление и развитие, виды и жанры, ключевые сочинения. Травелоги как «рассказы о себе»: сведения очевидца, путешествие за знанием
- Жизнеописание и агиографияАгиографическая литература в мусульманском мире: виды, жанры, история становления. Жизнеописания Джалал ад-Дина Руми и становление легенды. Жития Ходжи Ахрара. Роль рассказа о сновидениях в агиографической литературе. Рассказы об эволюции собственного духовного мира: типы, структура, «общие места». Автоагиография
- Жизнеописание и литература«Рассказ о себе» как художественный приём. Автобиографический нарратив как приём «представления» художественного текста. Художественный вымысел в «рассказе о себе», влияние литературного канона на структуру и содержание «рассказа о себе»
Элементы контроля
- Работа на семинарских занятиях
- Контрольные работы
- ЭкзаменПо усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, при успешном (9 или 10 баллов) прохождении контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка (9 или 10 баллов) автоматически.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Контрольные работы + 0.5 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dwight F. Reynolds. (2001). Interpreting the Self : Autobiography in the Arabic Literary Tradition. University of California Press.
Рекомендуемая дополнительная литература
- John Renard. (2008). Friends of God : Islamic Images of Piety, Commitment, and Servanthood. University of California Press.
- Shoshan, B. (2004). Poetics of Islamic Historiography : Deconstructing Ṭabarī History. Brill.