Бакалавриат
2020/2021
Основы академического письма (на русском языке)
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными особенностями научного стиля речи, систематизирует знания о наиболее распространенных жанрах устного и письменного академического дискурса, тренирует умения и формирует навыки создания письменных и устных учебных академических текстов, готовит к выполнению профессиональных обязанностей.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов с основными особенностями научного стиля речи
- изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса, как учебных, так и собственно научных
- формирование навыков создания письменных и устных учебных академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях
- овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде
Планируемые результаты обучения
- владеет особенностями научного дискурса
- отличает научный текст от текстов других функционально-стилистических сфер, в частности, от научно-публицистического текста
- подбирает название для научной работы по ее аннотации
- формулирует ключевой вопрос исследования по введению к научной работе
- грамотно описывает материал, на котором проводилось исследование, и его методику
- осуществляет поиск литературы по теме исследования с использованием электронных библиотечных ресурсов
- грамотно оформляет научное цитирование и библиографические списки
- пишет введение к собственному научному исследованию: формулирует тему и проблему исследования, описывает особенности подхода к теме
- выстраивает структуру основной части исследования, аргументированно излагает научные суждения, грамотно вводит в работу иллюстративный материал
- пишет заключение к научному исследованию, формулирует основные результаты и перспективы работы
- оформляет научную работу в соответствии с требованиями того или иного издания
- владеет навыками научного редактирования
- готовит устное выступление и презентацию к научному докладу
- пишет тезисы в соответствии с требованиями различных конференций
Содержание учебной дисциплины
- Особенности научного дискурса: стиль и жанры академических текстов; работа над академическим текстом в университете; анализ лингвистической статьи: академический регистрОсобенности научного дискурса: кто и зачем читает научные тексты и что из этого следует для автора. Базовые понятия о научном стиле. Объективность, логичность, верифицируемость. Фигура автора в научном тексте: я исследовал / мы исследовали / в работе исследовалось. Что такое термины, для чего они нужны и откуда берутся. Процесс создания академической работы в университете. Как выстроить общение с научным руководителем. Переписка в рамках научного общения. Этапы академического пути.
- Исследовательская работа: выбор темы и формулировка заглавия; подходы к эссе - ключевой вопрос. Обоснование постановки задачиФормулировка темы. Типичные ошибки при формулировании темы. Заглавие работы, возможные структуры заглавия. Два компонента в заглавии и их формулировка: контекст и тема. Понятие ключевых слов; где они используются.
- Исследовательская работа: материал и метод. Статья 1Что может быть материалом научной работы по гуманитарной дисциплине. Что, где и как сообщить о материале исследования в научной работе.
- Исследовательская работа: библиография и цитирование. Статья 2Для чего нужна литература в исследовании и как ее искать. Библиотеки. Электронные библиотечные ресурсы. Виды цитирования научной литературы. Цитирование VS плагиат: в чем разница. Библиография. Оформление списка литературы: принятые модели оформления и распространенные ошибки. Роль библиографического списка в научных работах разных типов.
- Исследовательская работа: введение. Статья 3Что читатель хочет найти во введении? Роль и структура введения к научной работе. Четыре основных компонента введения: тема исследования, подход к теме, формулировка проблемы исследования, организация текста статьи. Тема исследования: апелляция к известным фактам, создание общей с читателем базы знания. Подход к теме: обозначение собственного места в существующих научных парадигмах. Упоминание наиболее важных научных источников, обозначение используемых методов, угла зрения. Сужение темы. Формулировка проблемы – наиболее важный компонент введения. Что такое исследовательский вопрос и как его сформулировать ясно и коротко. Описание структуры статьи: ориентиры для читателя.
- Исследовательская работа: основная часть. Аргументация. Статья 4Раздел о методах, материале, ходе исследования. Результаты исследования - возможная логика текста (хронологический порядок / компоненты описываемого объекта / типы описываемых объектов / последовательность аргументации). Разделы и подразделы: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Иллюстративный материал: его значимость и способы подачи. Примеры, списки, таблицы и «картинки».
- Исследовательская работа: заключение. Интерпретация. Статья 5Роль заключения в тексте статьи: квинтэссенция работы – для тех, у кого нет времени; ответ на вопрос «ну и что?». Ограничения исследования. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования, перспективы исследования, «последний аккорд». Благодарность. Где, зачем и как выразить свою признательность другим людям.
- Оформление письменной работы. Стилистика. Редактирование. Правка. Статья 6Понятие stylesheet. Аннотация к научной статье. Для чего нужна аннотация? Структура аннотации: постановка проблемы, ее актуальность, основной результат и следствия из него.
- Устное выступление и слайд-шоу. Статья 7Устные жанры научной речи. Отличия устной речи от письменной. Отличия устных выступлений в академической ситуации от устных выступлений в других сферах. Виды устных выступлений в научной сфере: доклад на конференции, доклад на научном семинаре. Требования к содержанию устного выступления. Структура доклада. Подготовка текста выступления. Подготовка вспомогательного материала: слайд-шоу, хендауты (handouts). Какую информацию лучше не включать в слайд-шоу. Когда и для чего могут пригодиться хендауты. Структура и содержание слайд-шоу, его объем относительно выступления. Дизайн слайда. Типичные ошибки организации слайд-шоу. Начало выступления. Приемы удержания внимания аудитории. Соблюдение регламента. Что делать, если не хватает времени? Как закончить устное выступление. Ответы на вопросы. Какие вопросы стоит и какие не стоит задавать другим докладчикам.
- Вторичные речевые жанры. Статья 8Что такое вторичные речевые жанры и каково их место в исследовательской работе? Реферат, аннотация, тезисы. Как подать тезисы на научную конференцию? Типичные требования к тезисам: объем, оформление. Структура и содержание тезисов: необходимый баланс между общим знанием и личным вкладом.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * доклад + 0.2 * домашнее задание + 0.2 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен (эссе, презентация)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
- Под ред. Ганапольской Е.В., Волошиновой Т.Ю. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. СЕМНАДЦАТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-534-10423-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-semnadcat-prakticheskih-zanyatiy-430005