Бакалавриат
2020/2021
Теория языка
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Виняр Алексей Игоревич,
Даниэль Михаил Александрович,
Зибер Инна Арнольдовна,
Наследскова Полина Леонидовна,
Панова Анастасия Борисовна,
Подобряев Александр Владимирович,
Рахман Денис Михайлович,
Стенин Иван Андреевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
112
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина знакомит с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики — фонетики и фонологии, морфологии, синтаксиса, семантики. Она включает в себя следующие поддисциплины, преподаваемые на протяжении всего обучения в бакалавриате: • Фонетика и фонология • Морфология • Синтаксис • Семантика • Диахроническая лингвистика • Языковые процессы и лингвистические теории
Цель освоения дисциплины
- Знание основных проблем и методов теоретической лингвистики
- Умение применять полученные знания при лингвистическом анализе как в научно-исследовательской деятельности, так и в рамках прикладных задач по лингвистическому обеспечению автоматических систем обработки текстов
- Овладение основными понятиями лингвистического анализа
Планируемые результаты обучения
- Знает различие между фонемой, звуком, звукотипом
- Умеет дать артикуляционную характеристику конкретному звуку
- Умеет определить слово по динамической спектрограмме
- Умеет дать определение “акустических ключей” звука
- Знает и помнит определение слоговых границ конкретного слова
- Умеет описать типы интонационных контуров конкретного высказывания
- Умеет дать определение и привести примеры гетероклитности
- Знать, как охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
- Знает различие между лексемой и словоформой
- Может дать примеры неполной интеграции клитик
- Может охарактеризовать особенности понятия слово в полисинтетическом языке
- Знает морфологические техники
- Может дать определение “трансфикса”
- Может дать определение и описать типы редупликации
- Может описать типы дистрибуции алломорфов
- Может дать определение и привести примеры гетероклитности
- Может охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
Содержание учебной дисциплины
- Звуковые средства языкаСегментные и суперсегментные звуковые средства. Фонетические единицы и признаки. Целевая артикуляция, артикуляционный жест, слуховой образ; их соотношение. Звукотип. Фонема. Дискретность звукового облика слова и непрерывность звукового сигнала. Коартикуляция.
- Артикуляционная фонетикаУстройство речевого аппарата. Речевой тракт. Основные функциональные компоненты речепроизводства. Фонетические классификации. Контекстные изменения фонетических единиц: фонологические правила и фонетические процессы. Артикуляционная база русского языка. Основные способы исследования артикуляции.
- Акустическая фонетикаРечевой звук как колебательное движение. Физические характеристики звука. Виды колебаний: Источник звука, его типы. Явление резонанса. Речь как процесс фильтрации. Зависимость между свойствами источника и речевого тракта для разных звуков. Способы исследования акустических свойств речи. Осциллографический и спектральный анализ.
- Перцептивная фонетикаЭтапы процесса восприятия. Прием и преобразование акустического сигнала. Устройство слухового аппарата. Полезные признаки звукового сигнала (акустические ключи). Лингвистический этап восприятия. Категориальность и нелинейность восприятия. Фонемная интерпретация сообщения – основные модели восприятия речи. Моторная теория речевосприятия.
- СлогШкала сонорности. Основные теории слогоделения. Неоднозначность слогоделения в русском литературном языке, ее причины. Универсальные принципы слогоделения и их иерар-хическая упорядоченность в русском языке. Разные типы слоговой организации ("волновая"и "квантовая") в различных языках. Теория оптимальности и алгоритм слогоделения в русском языке. Ресиллабификация.
- Фразовая и словесная просодияИнтонация. Функции интонации. Основные подходы к изучению интонации. Фонетические средства (компоненты интонации). Основные способы реализации просодических параметров – акцентная и интегральная, их использование в русском языке. Сфера действия фразового акцента. Пограничные сигналы. Интонационная транскрипция. Слоговые и словесные тоны.
- ФонологияФонема. Соотношение понятий «фонема», «звук», «звукотип». Вопрос о единицах, фор-мирующих словарь знаков в языке. Основные функции фонемы и критерии фонемной иденти-фикации звуков в разных фонологических концепциях. Идеи И.А.Бодуэна де Куртенэ и их раз-витие в концепциях Московской и Ленинградской (Петербургской) фонологических школ. Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Фонологическая система русского языка. Основные идеи и положения стандартной модели порождающей фонологии; ее эволюция и основные направления критики. Фонологическое описание в рамках теории оптимальности. Место классических фонологических концепций в интегральной модели звукового поведения человека.
- Фонетическая типологияТипология вокалических систем. Типология консонантных систем. Просодическая типология. Типология фонологических признаков. Основные типологические особенности русского языка. Базовые принципы фонетических классификаций. Транскрипция МФА (InternationalPhoneticAlfabet). Универсальная акустическая классификация Якобсона-Фаната-Халле.
- Лексема и словоформаОтличие словоформы от токена. Отличие леммы от лексемы. Опорные формы.
- КлитикиОпределение и свойства, с примерами. Примеры клитик из русского и/или английского языка. Неполная интеграция. Типичные функции (значения) клитик, какие из этих функций встречаются в русском языке. Типичные позиции клитик, позиция Вакернагеля (с примерами из русского). Энклиномены.
- СловоПонятие флексии, агглютинации и изоляции. Переходные типы. Основные ареалы распростра-нения каждого из типов языков. Признаки флективных, агглютинативных и изолирующих языков. Словесные и несловесные языки. Слово в письменной и устной речи. Слово как цепочка между двумя пробелами. Фонетическое слово. Другие подходы к определению понятия слова. Многозначность понятия слова. Полисинтетические и изолирующие языки. Инкорпорация. Индекс синтетизма / аналитизма.
- Позиционная типология морфем. Морфологические техникиМесто и техника выражения грамматических значений: два ключевых морфологических при-знака. Префиксация, суффиксация и их асимметрия. Аффиксация vs. другие способы выражения грамматических значений: апофонии, конверсии, супрасегментные характеристики. Сосуществование и конкуренция способов и техник выражения между собой.
- Несегментная морфология и алломорфияАпофония, чередования согласных, усечение, лениция. Конверсия.
- АлломорфияАлломорфия, понятие глубинной формы, типы чередований. Факторы, регулирующие выбор алломорфа. Связь между морфологическими техниками и алломорфическими явлениями.
- СловоизменениеПарадигма и её роль в определении лексемы и словоформы. Особые типы парадигмы: дефектные, избыточные, неполные парадигмы. Гетероклитность.
- СловообразованиеРазличия между словообразованием и словоизменением: регулярность, отсутствие / наличие семантических изменений, отсутствие / наличие изменений части речи и значимых синтаксических характеристик. Процессы, пограничные между словообразованием и словоизменением. Основные функциональные типы словообразовательных значений.
Элементы контроля
- экзаменЭкзамен проводится в смешанной устной и письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: возможность демонстрировать экран, микрофон, динамики. Для участия в экзамене студент обязан включить динамики и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться друг с другом, использовать учебники. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться любым текстовым редактором. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента не более 60 минут, сопровождающееся предупреждением экзаменатора об отсутствии и его причинах по электронной почте. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента более 60 минут либо отсутствие студента более 30 минут без предупреждения и/или без объяснения, направленных экзаменатору по электронной почте заранее или в первой половине периода отсутствия. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Вопросы к экзамену вы-сылаются студентам не позже, чем за 2 недели до экзамена. Итоговая оценка может быть выше 8 только в случае решения дополнительных экзаме-национных задач; допуск к экзаменационным задачам обеспечивается выполнением экзамена-ционного задания
- Контрольная работа 1Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
- Контрольная работа 2Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
- Домашние задания