• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Латинский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 204

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом дисциплины является на первом году обучения грамматика латинского языка, а в дальнейшем – его различные литературные формы. Специфику предмета определяет значительный период существования литературного латинского языка, который охватывает эпоху с III до н. э. по V в. н.э.. В связи с этим изучение латинского языка предполагает не только обращение к нормативной грамматике языка классической эпохи, но и основательное знакомство как с архаическими формами языка, так и с разговорным его вариантом, зафиксированным в памятниках народной латыни. Если первый семестр посвящен изучению грамматики на материале учебных текстов, то в основе дальнейшего учебного процесса лежит чтение оригинальных текстов, сопровождающееся различными видами комментирования (грамматический комментарий, лексикологический, стилистический, культурно – исторический и т.д.). В 4 модуле 2020 года обучение проводится дистанционно на платформах zoom и skype.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - проработать темы элементарной грамматики на максимуме упражнений,
  • - закрепить знание базовой лексики;
  • - дать начальное представление о строении латинского текста классического периода, познакомить студентов с основными латинскими стихотворными размерами, тропами;
  • - дать представление о разнице между художественным и буквальным переводом и выработать навыки последнего.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент называет алфавит, представляет основные этапы истории языка, может привести примеры латинских дериватов в русском и современных европейских языках.
  • Умеет читать латинский текст, соблюдая правила постановки ударения и правила чтения.
  • Умеет склонять существительные и прилагательные I, II и III склонений, узнавать и определять их формы в тексте; спрягать глаголы всех типов и глагол esse в Praesens, Imperfectum, Perfectum изъявительного наклонения, узнавать и определять их формы в тексте; знает парадигму склонения личных и указательных местоимений, узнает их в тексте, может перевести.
  • Может перевести простое предложение, выявить пройденные конструкции, определить функции падежей.
  • владеет лексическим минимумом из уроков 1 - 12 учебника.
  • Умеет склонять существительные IV и V склонения, узнавать и определять их формы в тексте; спрягать глаголы всех типов и глагол esse во всех временах Conjunctivus, Futurum и Plusquamperfectum узнавать и определять их формы в тексте; знает особенности спряжения неправильных глаголов, узнает в тексте прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  • Может перевести сложное предложение, определить тип придаточного, прокомментировать глагольные формы.
  • владеть лексическим материалом уроков 13 - 23.
  • определяет стилистические особенности изучаемых авторов, может дать грамматический и филологический комментарий к читанному и новому тексту того же автора.
  • определяет стилистические особенности изучаемых авторов, может определить стихотворный размер, дать грамматический и филологический комментарий к читанному и новому тексту того же автора.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль 1. Вводный раздел
    Основные этапы истории латинского языка; латинский алфавит
  • Модуль 1. Раздел Морфология
    Имена существительные и прилагательные I, II и III склонений. Глагол. Глагольные основы инфекта, перфекта и супина. Времена латинского глагола. Образование причастий. Активный и пассивный залог. Отложительные и полуотложительные глаголы. Изъявительное (Indicativus) и повелительное (Imperativus) наклонения. Спряжение глаголов в настоящем (Praesens) и прошедших (Imperfectum, Perfectum) временах. Глагол esse и смежные с ним. Личные и указательные местоимения.
  • Модуль 1. Раздел Фонетика
    Особенности латинского ударения, правил его расстановки. Понятия долготы и краткости гласных и слогов. Особенности чтения согласных и их сочетаний (например, rh, ph, th, ch). Понятие muta cum liquida. Чтение согласного «c» в разных позициях.
  • Модуль 1. Раздел Синтаксис
    Грамматическая основа. Порядок слов в простом предложении. Латинские падежи и их функции (Dativus commodi и incommodi, Ablativus modi. Ablativus temporis, Ablativus causae и другие. Замена активной конструкции пассивной. Конструкции Accusativus cum infinitivo, Ablativus absolutus. Двойной винительный (Accusativus duplex) и именительный (Nominativus duplex) падеж. Герундий и герундив. Конструкции с герундивом: второе описательное спряжение и герундивная конструкция
  • Модуль 1. Лексика
  • Модуль 2. Раздел Морфология
    Существительные IV и V склонения. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Причастия настоящего времени. Наречия. Образование наречий, их сравнительной.и превосходной степени. Образование сослагательного наклонения глаголов (Conjunctivus). Будущие времена (Futurum I и Futurum II) и прошедшее время (Plusquamperfectum) глагола. Неправильные глаголы. Числительные.
  • Модуль 2. Раздел Синтаксис
    Конструкция nominativus cum infinitivo. Употребление сослагательного наклонения в простых и сложноподчиненных предложениях. Изъявительное и сослагательное наклонение в сложноподчиненных предложениях. Attractio modi. Согласование времен (consecutio temporum). Сложноподчиненные предложения цели и дополнительные с союзом ut. Ut в предложениях следствия. агательное наклонение в пре Союз cum в предложениях времени, причины, уступки. Дополнительные придаточные предложения с союзом quin. Косвенный вопрос. Косвенная речь. Условные периоды.
  • Модуль 2. Раздел Лексика
  • Модуль 3 - 4. Раздел Латинская проза
    Тропы и фигуры речи. Неправильности и стилистические особенности латинской прозы. Анаколуф и плеоназм.
  • Модуль 3 - 4. Раздел Латинская поэзия.
    Основы латинского стихосложения. Правила метрики. Основные фонетические явления (элизия, хиатус). Размеры латинских стихов. Строфы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Ответы на практических занятиях
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме при помощи использования онлайн-платформ, позволяющих создавать видеоконференции в режиме реального времени (ZOOM и Skype). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию экзаменов ОП "Античность". Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, устойчивое соединение с сетью Интернет, наличие предустановленных клиентов Skype и / или ZOOM. Каждый студент получает задание в виде экзаменационного билета, в который входит латинский текст (либо называя номер билета самостоятельно, либо по выбору преподавателя), и готовится к ответу в течение 60 минут, после чего выходит на аудио- и видеосвязь и представляет свой перевод в виде устного ответа. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при подготовке к ответу включить камеру, а при устном ответе - камеру и микрофон. Студент может использовать на протяжении подготовки к ответу на экзамене: черновик, пишущие принадлежности, электронные и / или бумажные словари латинского языка (кроме автоматических переводчиков), грамматические таблицы; запрещается использовать печатные или электронные учебные пособия и дополнительную литературу (кроме разделов "Словарь", "Грамматический справочник"), электронные гаджеты, устные и /или письменные подсказки (в чате, мессенджерах и т.п.) и / или второй экран (помимо экрана ПК, на котором идёт видеоконференция), аудиоустройства (наушники, устройства handsfree и т.п.). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5-х минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура первой и второй пересдач подразумевает использование тех же экзаменационных билетов, что и на экзамене. Правильный перевод не засчитывается, если студент не может ответить на вопросы по синтаксису и морфологии текста.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * контрольные работы + 0.1 * Ответы на практических занятиях + 0.1 * самостоятельные работы + 0.6 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Ответы на практических занятиях + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мирошенкова В.И., Федоров Н.А. - Lingua Latina: учебник для вузов - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 416с. - ISBN: 978-5-89349-542-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119405
  • Тронский И. М. - ОЧЕРКИ ИЗ ИСТОРИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 273с. - ISBN: 978-5-534-04861-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-iz-istorii-latinskogo-yazyka-441224