• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Иностранный (английский) язык для исследователей

Статус: Курс обязательный
Направление: 09.06.01. Информатика и вычислительная техника
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина представляет собой образовательный курс для аспирантов, совершающих учебно-исследовательскую и проектную деятельности на иностранном языке. Задачи дисциплины: - ознакомить аспирантов с требованиями иностранного академического сообщества к содержанию и форме представления результатов научного исследования в письменной и устной форме; - углублять и расширять теоретические и практические знания обучающихся в области требований международного академического сообщества к содержанию и форме представления результатов научного исследования в письменной и устной форме; - формировать готовность и способность к представлению результатов собственного научного исследования в виде публикации и публичного выступления на иностранном языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является обучение аспирантов основам научной коммуникации на английском языке, написанию научной эмпирической статьи, рецензированию, и устной научной коммуникации на английском языке. Основное внимание уделяется развитию способности создать научную статью с учетом культурно и профессионально обусловленных риторических традиций. Результатом является создание слушателями текста научной статьи с учетом англоязычной и профессиональной риторики и на базе сформированных в рамках курса знаний и умений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
  • Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
  • Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Научное письмо и его природа. Научная англоязычная коммуникация в мире.
    Основные сложности создания научной статьи на английском языке авторами, для которых английский язык не является родным
  • Тема 2. Математика/computer sciences: научное письмо в дисциплине.
    (Не)стандартная структура эмпирической статьи и узкая дисциплинарная область. Как сразу начать писать на английском и зачем? (математическое рассуждение и культура письма). Как пишут математики/исследователи computer science. Выбор целевого журнала (delimiting your paper).
  • Тема 3. Работа с корпусом англоязычных текстов, изучение структуры дискурса: как сочетается язык математики и письменный текст.
    Работа со словарем и составление глоссария по своей теме.
  • Тема 4. Работа с черновиком статьи.
    Пишем введение (задачи, логика изложения). Научные парадигмы в межкультурной научной коммуникации: "свои и чужие". Проблема перевода с русского на английский язык. Написание абзаца (Функция, структура). Связность и ясность текста: простые предложения и связки. Преодолеваем Writer’s block (стратегии и ресурсы).
  • Тема 5. Математическое мышление, аргумент и текст (задачи, подходы, культурно обусловленные риторические особенности).
    Жанры и стиль письма (монография и научная статья).
  • Тема 6. Подготовка основного раздела статьи по математике/computer sciences.
    Структура и разделы (Main Results, etc.). Роль читателя и обратной связи. Как получить обратную связь по тексту и зачем («авторитеты» и экспертиза)?
  • Тема 7. High and low order writing concerns.
    Логика, ясность и связность письменной речи. Редактируем текст. Пиши и сокращай. Как избежать повторов: точность и вариативность при сжатии текста. Работа с рецензентами (negotiation strategies, субъективность/объективность, факт/мнение). Как составить Revision letter.
  • Тема 8. Пишем аннотацию исследования (подходы, модели).
    Типичные ошибки в содержании и письме: а) дефиниции, терминология, математический язык, формулы (правила и логика), б) грамматика (артикли, предлоги), морфология, синтаксис. Метадискурсивные атрибуты научного текста. Основы рецензирования научного текста (стратегии, ресурсы).
  • Тема 9. Участие в математической/computer sciences конференции.
    Подготовка доклада, участие в дискуссии, ответы на вопросы. Финальная презентация научного доклада по статье. Работа с обратной связью и ее интеграция.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    В установленные преподавателем сроки аспирант сдает на проверку письменные тексты (параграф, аннотации, аннотированную библиографию), а также части (Introduction, Literature review, Methodology, Results, Conсlusion, Abstract).
  • неблокирующий Экзамен
    Окончательный тeкст сдается в сроки, оговоренные с преподавателем. Экзамен (устная защита) проводится по окончании курса, в сроки оговоренные преподавателем
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • English for academic study: Extended writing & research skills. Course book, McCormack, J., 2012
  • Wallwork, A. (2016). English for Writing Research Papers (Vol. Second edition). Cham: Springer.https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-26094-5#toc
  • Wallwork, A. English for Academic Research:Writing Exercises [Electronic resource] / A. Wallwork USA: Springer, 2016. - Authorized access: https://proxylibrary.hse.ru:2084/book/10.1007%2F978-1-4614-4298-1 (Springer Books)

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Academic project presentations. Student's workbook: Презентация научных проектов на английском языке : Учеб. пособие для вузов, Кузьменкова, Ю.Б., 2009
  • Academic vocabulary in use, McCarthy, M., 2009