Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Стих и проза в контексте цифровых гуманитарных наук"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Студенты получат представление о современных цифровых методах исследования структуры поэтического текста, о лингвостатистическом методе изучения метрики и ритмики стиха, а также о генеративном и когнитивном стиховедении, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с современными подходами к изучению стиха и прозы, а также пограничных форм, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе.
Планируемые результаты обучения
- Владеет понятийным аппаратом стиховедения, знает историю возникновения и развития стиховедения, проблематику предмета.
- Выделяет особенности стихотворной речи на фоне прозы.
- Характеризует основные современные направления в стиховедении и различные методики анализа текста в разных литературных традициях.
- Владеет методами компьютерной обработки метрически организованных текстов.
- Умеет работать с текстовыми корпусами, информационными системами в гуманитарных науках.
- Умеет наводить статистику по поэтическим корпусам текстов.
- Умеет строить профили ударности по статистическим параметрам текста и распределению ритмических форм. Имеет представление о методах DH.
- Умеет анализировать ритмическую семантику текста и выявлять ее связь с художественной и лексической семантикой
- Анализирует особенности разных родственных поэтических систем, может изучать их типологию по текстовым параметрам.
- Владеет методами реконструктивного моделирования стихосложения. Может строить собственные модели на основе имеющихся алгоритмов.
Содержание учебной дисциплины
- Стих и проза: введение в проблематику и история вопросаВведение в проблематику. История вопроса. Параметры разделения стиха и прозы. Пограничные формы. Метр. Русская традиция исследования ритмики стиха. Западноевропейские источники ее формирования. Влияние русской традиции на западноевропейское и американское стиховедение.
- Структура стихотворной речиОсобенности стихотворной речи, ее структура. Принципы организации стиха. Краткий очерк истории формирования стихотворной речи. Метр и ритм. Изучение вопроса о соответствии и несоответствии метра и ритма. Пропуски метрических ударений, спондеи, случаи переакцентуации. Рифма и ее история. Строфика. Этапы эволюции западно- европейского и славянского стиха.
- Современные направления в метрике и методы анализаУглубленный анализ понятия «метр». Критическое чтение современный работ по теории метра. В частности, предполагается анализ работ М.Л. Гаспарова, М.А. Красноперовой, М. Халле и др. Сопоставление теоретических взглядов на проблему метра в разных языках. Анализ современных работ по просодии. История формирования и особенности так называемой петербургской школы стиховедения. Критическое отношение к термину «петербургское стиховедение». Исследование некоторых работ, типичных для представителей данной «школы». Освоение методов анализа стиха и прозы.
- Компьютерное стиховедение и Digital HumanitiesСовременные компьютерные методы в стиховедении. Традиции русской стиховедческой школы и компьютерные технологии. Методы статистической обработки текстов и анализ структур. Современные методики DH в стиховедении.
- Работа с поэтическими корпусамиИзучение существующих компьютерных поэтических корпусов на разных языках. Опыт работы с ними. Наведение статистики по корпусам.
- Ритмика стиха по статистическим параметрамОпыт анализа стиха на основе имеющихся данных. Разбор текстов. Чтение и анализ научных статей, посвященных анализу конкретных стихотворных произведений. Сопоставление данных.
- Ритмические формы и профили ударностиИсследование различных ритмических форм в рамках одного и того же метра. Наблюдение о распределении ритмических форм конкретных текстов (на разных языках). История применения профиля ударности к анализу стиха. Закон регрессивной акцентной диссимиляции как универсальный для разных языков. Анализ ритмики стиха на основе распределения слогоударных конфигураций (ритмических форм). Построение профиля ударности. Анализ полученных данных.
- Связь ритмики и семантикиЛингвистическая семантика и просодия. Изучение роли ритма в художественном тексте. Анализ ритмических эффектов и их семантики. Связь ритмических эффектов с семантикой художественного текста.
- Типология родственных поэтических систем на разных языкахТипологическое описание в стиховедении. Общие черты и отличия. Компьютерный анализ родственных поэтических систем по текстовым параметрам. Опыт изучения типологии ямбической версификации на разных языках.
- Компьютерное моделирование метрически организованных текстов и цифровые технологииКомпьютерные методы в моделировании ритмики метрически организованных текстов. Реконструктивное моделирование стихосложения. Модель порождения и восприятия ритмических структур стихотворного текста.
Элементы контроля
- Аудиторная работаПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, компаративный и критический подход к обсуждаемым идеям. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-балльной шкале.
- Устный докладКаждый студент должен подготовить один доклад, который не должен занимать более 5-10 минут и представлять собой краткий критический анализ той или иной теоретико-литературной идеи (категории, концепции) либо ее приложение к конкретному литературному тексту. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Доклад представляет собой самостоятельный анализ научных текстов или фрагментов текстов, предложенных преподавателем либо подобранных самостоятельно студентом. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Устный доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 362с. - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109588
- Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 486с. - ISBN: 978-5-89349-365-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109589
Рекомендуемая дополнительная литература
- - Правила пиитические, о стихотворении российском и латинском - Издательские архивы - 1790 - 181с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913396
- Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 267 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991858