Бакалавриат
2020/2021
Академическое письмо (на русском языке)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бодрова Алина Сергеевна,
Димитриев Виктор Михайлович,
Духанина Алена Владимировна,
Костин Андрей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
54
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Академическое письмо» относится к базовой части профессионального цикла подготовки студентов-бакалавров по программе «Филология». Она представляет собой обучение практическим навыкам, необходимым для того, чтобы читать и понимать научные тексты, писать научные тексты и говорить о научных текстах. Дисциплина посвящена формированию у студентов навыков написания академических текстов, таких как реферат, эссе, аннотации, обзор литературы и пр., навыков создания и редактирования докладов и презентаций и навыков корректного составления библиографического описания.
Цель освоения дисциплины
- Углубление у студентов полученных в школе знаний в области создания текстов академического характера
- Формирование у студентов-филологов теоретических знаний по основным жанрам академического письма: реферат, аннотация, рецензия, академическое эссе, обзор литературы, тезисы для научной конференции, курсовая работа, научная статья;
- Формирование у студентов практических навыков написания учебных и исследовательских академических текстов: конспектов, планов-конспектов, рефератов, аннотаций, рецензий, обзоров литературы, тезисов для научной конференции, курсовых работ, научных статей
- Формирование у студентов навыков редактирования, создания презентаций и докладов для конференций и научных семинаров
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками реферирования и создания академического реферата
- Знает особенности научного стиля речи, различает типы речевых и стилистических ошибок, владеет навыками стилистического анализа текста и его (авто)редактирования
- Владеет навыками реферирования научного текста, составления тезисов и подготовки презентации, умеет представлять доклад в устной форме и участвовать в обсуждении чужих докладов.
- Владеет навыками аннотирования научных статей, докладов, видеолекций
- Владеет навыками составления обоснования к научной (курсовой) работе
- Владеет навыками написания академического эссе
- Владеет навыками составления обзора научной литературы по избранной теме
- Владеет разными жанрами академического письма, умеет редактировать чужой текст, умеет составлять библиографическую запись
- Имеет общее представление о том, что такое академическое письмо, понимает, чем научный стиль отличается от других стилей речи; понимает, что такое плагиат, и знает, как избежать его
- Владеет навыками составления библиографической записи, умеет исправлять ошибки в неверной библиографической записи, переводить библиографическую запись из одной системы в другую.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Академическое письмо как практическая дисциплина. Научный язык и научный текст. «Чужое слово» в истории литературы и в работе филолога. Плагиат. Правила научного цитирования. Текст как целое и как структура.Общая характеристика курса: цели, задачи и проблемы. Место академического письма в ряду других дисциплин. «Чужое слово» как материал литературы; заимствования и подтексты в художественных произведениях. Институт авторства и становление авторского права. «Чужое слово» как материал филологической работы. «Плагиат» как юридическая категория в поле литературы и в системе научного знания. «Оригинальное» и «новое» в научном исследовании и в самостоятельной работе студента. Построение научного текста: логика и система аргументации. Речевые регистры.
- Конспект, план, план-конспект.Необходимость конспектирования прочитанной научной литературы в современных условиях, позволяющих регулярно обращаться к источнику. Основные принципы конспектирования: лаконизм, структурирование, цитирование. Типы конспектов в зависимости от цели их создания. Роль конспектирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования.
- Реферирование и научный рефератРеферирование как принцип работы с источниками и чужими научными текстами. Типы рефератов в зависимости от цели реферирования. Выделение основного тезиса научного сочинения, передача авторской логики доказательства. Передача «чужого слова» в реферате: цитирование, изложение, обобщение, контекстуализация. Стилистика научного текста. Механизмы формирования убедительной авторской позиции. Логика и аргументация. Речевые клише научного стиля.
- Стилистика текста. Основные типы стилистических и речевых ошибокНаучный стиль и другие стили речи. Стилистические ошибки в академических текстах. Речевые ошибки. Принципы редактирования и авторедактирования.
- Научный доклад как жанр. Реферативный доклад и его особенности. Тезисы доклада. Основные принципы устного выступления.Доклад как устный жанр. Доклад и реферат: сходства и отличия. Реферативный доклад: установка, задачи, структура. Презентация доклада: визуальные средства (PowerPoint) и текст. Тезисы доклада: история жанра и его особенности. Научная конференция как тип исследовательской коммуникации. Основные приемы устного выступления. Способы презентации материала в устном докладе. Правила научной полемики.
- Принципы библиографического описания. Оформление библиографии и ссылок. Российские и международные библиографические стандарты. Научные библиотеки и электронные базы данныхОсновные принципы библиографирования. Полное библиографическое описание по ГОСТу и в современной издательской практике. Библиографические сноски в научных сочинениях. Правила библиографирования электронных документов. Особенности российских и международных библиографических стандартов и их взаимная переводимость. Электронные ресурсы и базы данных: принципы работы. Библиографический поиск.
- Аннотация как жанр академического письмаСведения о научном тексте, включаемые в аннотацию. Роль аннотирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования. Разные типы аннотаций. Принципы составления аннотаций. Структура текста. Принципы подбора ключевых слов для аннотаций.
- Обоснование темы исследования / курсовой работы. Project proposal. Введение к научной работе.Цели, задачи, материал, хронологические рамки исследования. Новизна и актуальность научной проблематики. Необходимость учета научной литературы по теме. Структура введения в научной статье и курсовой работе.
- Эссе как академический и литературный жанрЭссе в англо-американской и в русской академической традиции. Основные принципы создания эссе, логика изложения в эссе. Тезис, его доказательство, антитезис, примеры, вывод. Отличие эссеистики от научных филологических текстов и близость двух этих типов письма. Академическое эссе. Проблемы структуры и стиля.
- Обзор научной литературы по теме.Обзор предшествующих исследований как необходимый элемент научной работы. Типы обзоров и способы структурирования материала: хронологический, проблемный, комбинирование способов. Обзор как синтетический жанр, выявление элементов реферата, аннотации и рецензии в научном обзоре. Информативная и оценочная части обзора: основные принципы.
- Итоги курса. Повторение. Сопоставительный обзор разных академических жанров.Академическое письмо и другие типы письма. Особенности разных жанров академического письма и их взаимосвязь. Редактирование смысловое и стилистическое. Основные трудности в составлении библиографического описания.
Элементы контроля
- Реферат научной статьиВыполняется письменно дома, объем - 5000-7000 знаков
- Контрольная работа (работа в классе)Выполняется письменно в аудитории. На написание контрольной работы отводится 160 минут. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Контрольная работа состоит из трех частей: 1) библиографическая запись (необходимо корректно оформить 5 библиографических записей в соответствии с ГОСТом); 2) редактирование (необходимо исправить речевые стилистические ошибки в 5 предложениях и аннотации); 3) аннотирование научной статьи (необходимо написать аннотацию предложенной статьи, снабдить ее ключевыми словами и библиографическим описанием).
- Доклад
- Аннотация научной статьи (домашняя работа)Выполняется письменно, вне аудитории.
- Аннотация научной статьи (работа в классе)Выполняется письменно в аудитории
- Обоснование темы курсовой работыВыполняется письменно, вне аудитории. (3000 зн.)
- Академическое эссе
- Обзор научной литературы по избранной теме
- Библиографический блиц
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Академическое эссе + 0.1 * Аннотация научной статьи (домашняя работа) + 0.05 * Аннотация научной статьи (работа в классе) + 0.1 * Библиографический блиц + 0.1 * Доклад + 0.2 * Контрольная работа (работа в классе) + 0.15 * Обзор научной литературы по избранной теме + 0.1 * Обоснование темы курсовой работы + 0.1 * Реферат научной статьи
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
Рекомендуемая дополнительная литература
- Былинский К.И., Розенталь Д.Э. - Литературное редактирование: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 395с. - ISBN: 978-5-9765-0987-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/99998
- Котюрова М.П., Баженова Е.А. - Культура научной речи: текст и его редактирование - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 280с. - ISBN: 978-5-9765-0279-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84360
- составитель Н. П. Перфильева - Подготовка и редактирование научного текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 116с. - ISBN: 978-5-9765-2127-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74632