Бакалавриат
2020/2021
Микроэкономика
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
«Микроэкономика» как учебная дисциплина обеспечивает приобретение студентами знаний по основным разделам микроэкономики: поведение потребителя, поведение производителя, рыночные структуры. В результате изучения дисциплины студент получит представления и будет знать основные понятия и категории, используемые в микроэкономике, методы, подходы, модели, принципы принятия решений экономическими агентами по вопросам объемов потребления и производства товаров и факторов производства, распределения ресурсов, основные рыночные структуры как формы взаимодействия экономических агентов, механизмы формирования и принципы определения уровня цен товаров, услуг и факторов производства.
Цель освоения дисциплины
- овладение основами экономической теории, приобретение навыков использования ее понятийного аппарата при построении различных экономических моделей, описании динамики социально- экономических систем и прогнозировании развития экономики
- изучение моделей принятия экономических решений домашними хозяйствами и фирмами и форм их взаимодействия при определении объемов выпуска и цен товаров и факторов производства и распределения ресурсов
- развитие у студентов навыков качественного и количественного анализа экономических моделей, явлений и процессов
- формирование у студентов навыков самостоятельной работы с литературой, электронными ресурсами и Интернет-источниками
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 1, и умение ими оперировать. Решает задачи на оценивание альтернативной стоимости, построение и анализ кривой производственных возможностей.
- Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 2, и умение ими оперировать. Решает задачи на нахождение кривых рыночного спроса и предложения, определение параметров рыночного равновесия и анализ их изменений, нахождение и использование показателей эластичности.
- Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 3, и умение ими оперировать. Решает задачи на нахождение оптимума потребителя и анализ его изменений.
- Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 4, и умение ими оперировать. Решает задачи на нахождение оптимума производителя и его изменений. Решает задачи на определение, анализ и использование различных видов затрат фирмы и связанных с ними показателей.
- Разбирается в терминах и понятиях теории рыночных структур, решает задачи на нахождение равновесия на рынке в различных экономических моделях рынка
Содержание учебной дисциплины
- Базовые экономические понятияЭкономическая теория как наука. Основные этапы возникновения и методология. Позитивный и нормативный подходы в экономике. Микроэкономика и макроэкономика. Экономические потребности, блага и ресурсы. Проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания альтернативной стоимости. Сравнительное и абсолютное преимущества. Основные вопросы экономики и типы экономических систем. Особенности рыночной экономики. «Провалы рынка»: несовершенство конкуренции, наличие внешних эффектов; неспособность рынка обеспечить население общественными благами; ассиметричная информация. Государственные меры, направленные на повышение эффективности рыночной системы. Модель экономического кругооборота.
- Рыночный механизм: спрос и предложениеСпрос: объем спроса, функция спроса, кривая спроса, неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса: эластичность спроса по цене, связь эластичности спроса по цене и выручки продавца, факторы эластичности спроса по цене; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса. Предложение: объем предложения, функция предложения, кривая предложения, неценовые факторы предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене, факторы эластичности предложения. Понятие о совершенно-конкурентном рынке. Рыночное равновесие. Влияние изменения спроса и предложения на параметры рыночного равновесия. Излишки потребителя и производителя, общественное благосостояние. Государственное регулирование совершенно-конкурентного рынка: фиксированные цены, ограничение цен, налоги и дотации.
- Поведение потребителяПонятие полезности. Различные подходы к анализу полезности. Количественный подход: общая и предельная полезность; I и II законы Госсена. Особенности потребительского выбора. Порядковый подход: аксиомы потребительских предпочтений; кривые безразличия, их свойства и виды для различных категорий товаров; предельная норма замещения; бюджетное ограничение; равновесие потребителя. Сравнение порядкового и количественного подходов. Реакция потребителя на изменение цен и дохода: кривая “цена-потребление” и кривая спроса, кривая ”доход-потребление” и кривая Энгеля. Эффекты дохода и замещения. Поведенческая экономика: объект исследования и основные понятия.
- Теория производстваПонятие фирмы в экономической теории, основные типы фирм. Производственная функция. Периоды производства. Производство в краткосрочном периоде. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей предельной производительности. Изокванты и их свойства. Предельная норма технического замещения. Изокосты. Равновесие производителя. Сравнительный анализ теории производства и теории поведения потребителя. Отдача от масштаба. Однородная производственная функция. Затраты фирмы в краткосрочном периоде: постоянные и переменные; общие, средние и предельные. Их графическое представление. Графическая связь затрат и продуктов. Затраты фирмы в долгосрочном периоде, их графическое представление и связь с типом отдачи от масштаба. Связь краткосрочных и долгосрочных затрат. Затраты фирмы: бухгалтерские и экономические. Выручка и прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Общая, средняя и предельная выручка. Условие максимизации прибыли фирмы I и II порядка.
- Типы рыночных структурКраткая характеристика основных типов рыночных структур. Совершенная конкуренция. Особенности поведения фирмы; спрос и выручка для фирмы в условиях совершенной конкуренции. Максимизация прибыли фирмы в краткосрочном периоде (условия I и II порядка). Совершенно-конкурентная фирма в краткосрочном периоде – различные случаи. Предложение совершенно-конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном периоде. Равновесие на совершенно-конкурентном рынке. Равновесие совершенно-конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде. Предложение фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Монополия. Особенности поведения фирмы-монополиста, спрос и выручка в условиях монополии. Максимизация прибыли монополии в краткосрочном периоде (условия I и II порядка). Эластичность спроса и монопольный выпуск. Предложение в условиях монополии. Монополия и общественные потери. Монополия в долгосрочном периоде. Понятие естественной монополии. Понятие и виды ценовой дискриминации. Особенности поведения фирмы на рынке монополистической конкуренции. Особенности поведения фирмы в условиях олигополии. Основные модели некооперативной олигополии: модель Курно, модель Бертрана, модель Штакельберга. Модель полного картеля. Сравнительная характеристика типов рыночных структур.
Элементы контроля
- Экзамен
- Контрольная работа
- Оценка за работу на семинарахОценка за семинары учитывает качество ответов у доски, а также посещаемость занятий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.63 * Контрольная работа + 0.07 * Оценка за работу на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ким И. А. - МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-01637-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-432061
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. - МИКРОЭКОНОМИКА 8-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 547с. - ISBN: 978-5-534-03921-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-431067