Магистратура
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Критический анализ древних текстов"
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Античная и восточная археология)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Античная и восточная археология
Язык:
русский
Кредиты:
15
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Цель данного научного семинара - обеспечить высокое качество научных исследований магистрантов, так как специалисты по классической и древневосточной археологии постоянно обращаются к данным письменных источников, как нарративных, так и эпиграфических. Углубленное изучение текстов на древних и восточных языках - одно из главных преимуществ программы "Античная и восточная археология", которая носит междисциплинарный характер и ориентирована, прежде всего, на археологию обществ, обладавших письменностью. На научно-исследовательском семинаре в течение всего второго года обучения на практике будут применяться необходимые для высококлассного специалиста навыки анализа письменных источников на древних и восточных языках. На конкретных примерах, выбранных с обязательным учетом специализации магистров и темы их магистерской диссертации, предполагается объяснить техники перевода текстов на древних и восточных языках, особенности работы с текстами, составленными на диалектах древних и восточных языков, освоить методы прочтения эпиграфических памятников, а также научиться сопоставлять данные письменных источников с археологическими. Программа этого семинара учитывает специфику подготовки археологов, занимающихся периодами и культурами, освещенными текстами, то есть интегрирует классическое филологическое образование в археологическое, что уникально для российской системы подготовки археологов, занимающихся античной и древневосточными цивилизациями.
Цель освоения дисциплины
- отработка морфологических и синтаксических тем элементарной грамматики на материале учебных и оригинальных (в том числе адаптированных) текстов и упражнений
- познакомить учащихся со старовавилонским и младовавилонским (литературным) диалектами аккадского языка
- сформировать лексический запасс в объёме около 2000 слов
- дать представление о структуре древнегреческого предложения
- обучить технике грамматического, реального и филологического комментария
- дать представление о разнице между художественным и буквальным переводом и выработать навыки последнего
- ознакомить студентов с основными греческими стихотворными размерами.
Планируемые результаты обучения
- владеть основной справочной и теоретической литературой по аккадскому языку
- Знание основных этапов истории греческого языка; греческий алфавит
- Знание особенностей греческого ударения, правил его расстановки. Понятия долготы и краткости гласных и слогов.
- Знание особенностей пройденного типа склонения. Умение образовывать причастия активного залога в презенсе, футуруме и аористе. Умение распознавать соответствующие формы в тексте. Знание функция оптатива и случаи его использования в независимом и зависимом предложениях.
- Знать лексику пройденных уроков. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
- применять основы грамматики старовавилонского и младовавилонского диалектов аккадского языка, словарный минимум и основные клинописные знаки
- Расширение знаний об использовании и значении падежей в греческом языке. Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков
- Умение самостоятельно просклонять имена и проспрягать глаголы в указанных временах и склонениях. Правильно расставлять ударения при словоизменении. Знать отличия местоименного склонения. Знать особенности образования основы будущего времени у глаголов на гласные; Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков.
- Умение склонять имена в пределах изученных склонений. Знание определения глагольной основы. Умение образовывать основы Аориста и футурума от гласных основ и основ на смычные, Умение спрягать глаголы с данными основами в индикативе, конъюнктиве, активного и медиального залогов императиве пройденных времен. Образовывать инфинитив и причастия медиального залога. Знать, зачем нужны наклонения и каковы функции индикатива императива, конъюнктива.
- Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
- Уметь образовывать степени сравнения наречий и прилагательных, знать исключения. Уметь спрягать слитные глаголы, определять их формы в тексте. Знать отличие сильного аориста и слабого. Уметь образовывать формы сильного аориста всех наклонений. Знать систему местоимений и наречий. Уметь определять в тексте синтаксическую конструкцию с предикативными причастиями.
- Уметь образовывать формы пассивного Аориста и футурума. Знать способы образования перфектной основы, спрягать глаголы в перфекте активного и медио-пассивного залогов. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
- Уметь определить жанр текста. Переводить текст со словарем, дать грамматический комментарий
- Уметь склонять латинские имена существительные 5-го склонения, отличать их формы от имен прочих склонений. Уметь образовывать формы латинского глагола в будущем времени I и II обоих залогов. Уметь спрягать латинские глаголы в конъюнктиве перфекта обоих залогов. Уметь образовывать степени сравнения прилагательных.
- уметь читать и разбирать со словарем клинописные тексты, составленные на двух указанных диалектах
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Семитологическое введение в аккадский язык.
- Вводный раздел.
- Тема 2. История аккадского языка.
- Раздел Фонетика.
- Тема 3. Клинописная система письма.
- Раздел Фонетика 2.
- Тема 4. Фонетика аккадского языка.
- Раздел грамматика.
- Тема 4. Морфология имени существительного и прилагательного.
- Раздел морфология.
- Тема 5. Местоимение.
- Раздел синтаксис.
- Тема 6. Морфология глагола.
- Раздел Латинский язык
- Тема 7. Неизменяемые и служебные части речи. Числительные.
- Раздел Латинский язык 2
- Тема 8. Морфосинтаксис глагола
- Раздел Латинский язык 3
- Тема 9. Синтаксис.
- Раздел Латинский язык 4
Элементы контроля
- ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y
- самостоятельные работы
- контрольные работы
- экзаменПо усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
- ответы на практических занятиях
- самостоятельные работы
- контрольные работы
- экзамен
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 2 модуль0.4 * экзамен + 0.2 * самостоятельные работы + 0.2 * контрольные работы + 0.2 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.4 * экзамен + 0.2 * контрольные работы + 0.2 * самостоятельные работы + 0.2 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.2 * контрольные работы + 0.2 * ответы на практических занятиях + 0.2 * самостоятельные работы + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kouwenberg, N. J. C. (2010). The Akkadian Verb and Its Semitic Background. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448600
- Reiner, E. (2013). A Linguistic Analysis of Akkadian. [Berlin]: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=674598
- Древнегреческий язык. Ч.1: ., , 2004
- Древнегреческий язык. Ч.2: ., , 2004
- Древнегреческий язык. Ч.3: ., , 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Huehnergard, J. (2018). A Grammar of Akkadian (Third Edition). [N.p.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2222785
- Karner, G. (2013). Altbabylonisches Lehrbuch. Review of Biblical Literature, 15, 52–55. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=93727560
- Грамматика латинского языка. Ч.1(теоретическая): Морфология и синтаксис, Соболевский, С. И., 2003
- Грамматика латинского языка. Ч.2(практическая): Синтаксис, Соболевский, С. И., 2003
- Латинско-русский словарь : ок. 200 000 слов и словосочетаний, Дворецкий, И. Х., 2000