• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар “Нейроинформатика-2”

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Целью данного семинара является вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность в предметной области «Нейроинформатика», которая (предметная область) наряду с генетикой и нанотехнологиями является в настоящее время наиболее актуальным направлением научных исследований. На семинаре студенты знакомятся с биологией мозга, информатикой сенсоров и эффекторов (в том числе с информатикой распознавания и синтеза речи), формированием семантических представлений – моделей мира человека (языковой и многомодальной), современными технологиями моделирования интеллектуальных функций человека. Все темы семинара предполагают самостоятельную разработку с привлечением дополнительной информации из доступных источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Нейроинфор-матика» являются овладение студентами основными концепциями естествознания в области обработки информации мозгом человека.
  • Целью семинара является изучение и обеспечение естественно-научных основ для последующих курсов, посвященных разработке современных искусственно-интеллектуальных методов и программ решения прикладных задач
  • Целью семинара является приобретение навыков исследовательской работы, предполагающей самостоятельное изучение специфических искусственно-интеллектуальных технологий, широко применяемых в различных областях современной науки и техники
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать архитектуру и функции трех основных органов мозга, ответственных за обработку специфической информации.
  • Знать архитектуру и функциональность зрительного анализатора.
  • Знать архитектуру и функциональность слухового анализатора.
  • Знать существующие модели интеллектуальных функций человека, основанные на биологии мозга.
  • Знать физиологию нейрона и вытекающую из нее функциональность нейрона в процессе пространственно-временной фильтрации сигналов.
  • Знать функциональность и информатику колонки коры, ламели гиппокампа в обработке специфической информации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Биология мозга: анатомия коры большого мозга, гиппокамп, таламус.
  • Биология мозга: колонка коры, ламель гиппокампа.
  • Сенсорные системы: зрительный анализатор.
  • Сенсорные системы: слуховой анализатор.
  • Биология мозга: физиология нейрона.
  • Нейроподобные элементы с простран-ственной суммацией сигналов.
  • Нейроподобные элементы с временной суммацией сигналов.
  • Нейроинформатика: обработка информации в коре. Ассоциативная обработка в колонке коры.
  • Нейроинформатика: обработка информации в коре. Формирование словарей и синтаксических последовательностей.
  • Нейроинформатика: обработка информации в коре. Иерархия словарей как одномодальная модель мира. Многомодальная модель мира.
  • Нейроинформатика: обработка информации в гиппокампе. Модель ситуации. Семантическая сеть как модель ситуации.
  • Нейроинформатика: управление обработкой информации с участием таламуса. Фронтальная кора.
  • Кортикоморфная ассоциативная память. Микроэлектронная реализация.
  • Автоматический анализ изображений. Модель сетчатки. Сверточные сети.
  • Автоматический анализ изображений. Ассоциативная память.
  • Автоматический смысловой анализ текстов. Тематическое моделирование.
  • Формирование семантической сети текста.
  • Автоматическое сравнение текстов. Автоматическая классификация текстов.
  • Автоматическое реферирование текстов.
  • Автоматическое распознавание речи. Модель уха.
  • Автоматическое распознавание речи. Глубокая нейронная сеть.
  • Автоматическое распознавание речи. Модель языка.
  • Интегральный робот. Интеграция анализа-торных и эффекторных систем. Многомодльаная модель мира робота.
  • Информационная модель личности. Целенаправленное поведение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление с презентацией (ВП1)
  • неблокирующий Выступление с презентацией (ВП2)
  • неблокирующий Экзамен (Э)
    Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Выступление с презентацией (ВП2) + 0.3 * Выступление с презентацией (ВП1) + 0.4 * Экзамен (Э)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • D’Esposito, M. (2003). Neurological Foundations of Cognitive Neuroscience. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78182
  • Hara, T. J., & Zielinski, B. (2007). Fish Physiology: Sensory Systems Neuroscience. Amsterdam, Netherlands: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=186111
  • Weiner, Irving B., et al Behavioral Neuroscience, John Wiley & Sons, Incorporated, 2012. ProQuest Ebook Central

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Автоматическое понимание текстов : системы, модели, ресурсы, Леонтьева, Н. Н., 2006

Авторы

  • Харламов Александр Александрович
  • Меликян Алиса Валерьевна