Магистратура
2021/2022
Суфизм и культ святых в исламе: история, общество, политика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Мусульманские миры в России (История и культура))
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Объектом изучения дисциплины является история и историография исламского мистицизма (суфизм) и связанного с ним культа святых в исторической перспективе, представляющих собой спорные и гибридные, но при этом популярные неискоренимые составляющие социальных сетей и обрядовых практик мусульман. На территории России и бывшей Российской империи они получили развитие во всех регионах, население которых традиционно исповедует ислам: в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму, Волго-Уральском регионе, Западной Сибири. Культ мусульманских святых получил наибольшее распространение в Средней Азии и на Восточном Кавказе. Суфизм в России имел свои организационные и доктринальные особенности, в частности в ХХ в. на Кавказе складываются суфийские общины, не имеющие живого наставника (муршид), практики которых были связаны с местом погребения последнего шейха. В постсоветское время получает развитие практика духовной связи с наставником (рабита) с использованием его изображений, развиваются суфийские сети через Интернет. Задачей курса является познакомить студентов с современными исследованиями в этой области в мире и в России, помочь им разобраться в политической и социокультурной составляющих суфизма и культа святых. В результате студенты смогут самостоятельно работать со специальной исламоведческой, исторической и этнологической, литературой по проблематике курса на территории России и его трансрегиональным связям как в России, так и за рубежом, в локальной, региональный и глобальной исторической перспективе.
Цель освоения дисциплины
- Студенты должны самостоятельно ориентироваться и уметь работать со специализированной исламоведческой литературой
- Студенты должны иметь представление о разности подходов к изучению суфийского наследия и современных суфийских практик
- Студенты должны понимать природу трансрегиональных связей суфизма
Планируемые результаты обучения
- Студенты должны владеть основной терминологией суфизма
- Студенты должны знать основные интерпретации культа святых в исламе
- Студенты должны знать основных представителей суфизма в классическую и постклассическую эпохи
- Студенты должны иметь представление об основных концепциях интерпретации суфизма в современной науке
- Студенты должны иметь представление об основных концепциях суфизма в ориенталистике, а также их критику
- Студенты должны иметь устоявшееся представление о феномене раннемусульманского аскетизма
- Студенты должны иметь широкое представление об особенностях культа святых в отдельных регионах мусульманского мира
Содержание учебной дисциплины
- Эпистемология и формирование исламского мистицизма и культа святых
- Переосмысливая наследие классики
- Суфизм и культ святых в дискурсах, практиках и сетях ислама
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.35 * Презентация + 0.35 * Экзамен + 0.3 * Семинарские занятия
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alexander Knysh. (2017). Sufism : A New History of Islamic Mysticism. Princeton University Press.
- Karamustafa, A. T. (2007). Sufism : The Formative Period. Edinburgh University Press.
- The Cambridge companion to Sufism ed. by Lloyd Ridgeon. (2015).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Christopher Melchert. (2020). Before Sufism : Early Islamic Renunciant Piety. De Gruyter.
- Jawid A. Mojaddedi. (2001). The Biographical Tradition in Sufism : The Tabaqat Genre From Al-Sulami to Jami. Routledge.
- Сергей Николаевич Абашин. (2016). Молитва о дожде в советской Средней Азии (мусульманские практики в атеистическом государстве). Антропологический Форум, 28.