Бакалавриат
2023/2024





Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Управление и аналитика в государственном секторе)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кайсарова Валентина Петровна,
Колчинская Елизавета Эдуардовна,
Рубцова Мария Владимировна,
Санина Анна Георгиевна,
Силаева Светлана Анатольевна,
Степанова Екатерина Сергеевна,
Тульчинский Григорий Львович,
Яковлева Полина Эдуардовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Современный этап развития общества характеризуется необходимостью применения исследовательского инструментария для анализа социально-управленческих процессов в управленческой практике. Научно-исследовательский семинар представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов как будущих государственных служащих. Основная цель научно-исследовательского семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, сформировать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины
- Основная цель научно-исследовательского семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса. В задачи семинара входит формирование навыков самостоятельной исследовательской работы.
- Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов целостного представления о процессах научного мышления, практическое освоение студентами навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие навыков применения исследовательского инструментария для анализа социально-управленческих процессов, базовых знаний и умений, необходимых выпускникам для успешного осуществления административно-технологической, научно-исследовательской деятельности.
- Сформировать представление о сущности и методологических основах исследования
- Познакомить с алгоритмами планирования, организации и реализации исследования, а также с особенностями написания различных видов текстов, оформления и представления результатов исследования, подготовки устного выступления
- Сформировать базовые практические навыки работы с научной литературой, библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования
- Сформировать базовые практические навыки для подготовки обзоров и проведения исследований по отдельным темам специализации
Планируемые результаты обучения
- Аналитические, системные и коммуникационные компетенции: • способность к критической оценке научных текстов • навыки выступления и аргументации • способность представить результаты самостоятельного анализа
- Базовые навыки написания научных текстов. Знания об особенностях содержания, структуры и стиля научных текстов. Знание правил редактирования и оформления научных текстов
- Знание о структуре программы исследования и освоение алгоритма разработки программы исследования Способность к выработке оптимальных исследовательских стратегий с учетом имеющихся ограничений Способность к анализу и критической оценке существующей литературы
- Способность к самостоятельной работе, сбору необходимой информации (в том числе – поиску источников информации) Знание основных стандартов оформления научно–справочного аппарата.
- Сравнивает типы исследовательских работ; Определяет проблему исследования, цель, объект, предмет, задачи. Осуществляет систематизацию источников. Выделяет структурные компоненты научно-исследовательских работ.
- Умеет выделять этапы научной деятельности. Анализирует библиометрические (наукометрические) показатели в системе международных научных публикаций (citation index, impact factor). Web of Science, импакт-фактор. Scopus, SJR. РИНЦ. Google Scholar. Использует библиографический менеджер Mendeley.
- Умение определять цели и задачи в области государственного управления, анализировать и систематизировать полученную информацию.
- Умение ставить исследовательские задачи, определять объект и предмет исследования, выделять и уточнять исследовательскую проблему, формулировать цели и задачи предполагаемого проекта, планировать работу с ним. Умение выбирать понятия для описания и решения исследовательской проблемы и работать с ними
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1 Роль исследований в совершенствовании практики управления. Социально-экономические и политические процессы как объект научного исследования
- Системы учета и поиска научных публикаций. Работа с библиографией.
- Тема 2 Сущность и методологические основы научных исследований
- Основы выполнения исследовательских проектов
- Тема 3 Подготовка программы исследования
- Тема 4 Работа с научной литературой и правила составления библиографических описаний
- Тема 5 Правила написания и оформления научных текстов (статьи, учебные эссэ, курсовые работы и др.)
- Тема 6 Устная презентация программы исследования
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Домашние задания требуют сдачи письменного текста заданий, устной защиты и ответов на вопросы
- Домашнее задание 2Домашние задания требуют сдачи письменного текста заданий, устной защиты и ответов на вопросы
- Домашнее задание 3Домашние задания требуют сдачи письменного текста заданий, устной защиты и ответов на вопросы
- Постер-сессия
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модульнакопленная оценка
- 2021/2022 учебный год 2 модульнакопленная оценка
- 2022/2023 учебный год 3 модульНакопленная оценка
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.1 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Домашнее задание 3 + 0.3 * Постер-сессия + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Байкова, Л. А. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 122 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12527-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447730 (дата обращения: 28.08.2023).
- Библиометрические индикаторы: Практикум / В.В. Писляков; Редактор серии М.Ю. Барышникова - М.: НФПК: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 60 с.: 60x90 1/16. - (Результаты научной деятельности: Политика. Оценка. Внедрение). (о) ISBN 978-5-16-010696-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/500813
- Меняйло, В. В. Академическое письмо. Лексика. Developing Academic Literacy : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Меняйло, Н. А. Тулякова, С. В. Чумилкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 240 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01656-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437602 (дата обращения: 28.08.2023).
- Основы исследовательской деятельности: ТРИЗ : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М. Горев, В. В. Утемов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 124 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12134-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446867 (дата обращения: 28.08.2023).
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
- Розанова, Н. М., Научно-исследовательская работа студента ( Издание 1) : учебно-практическое пособие / Н. М. Розанова. — Москва : КноРус, 2018. — 255 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-06118-3. — URL: https://book.ru/book/917087 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Розанова, Н. М., Научно-исследовательская работа студента ( Издание 1) : учебно-практическое пособие / Н. М. Розанова. — Москва : КноРус, 2016. — 255 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-05126-9. — URL: https://book.ru/book/919205 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.