• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Современное общество

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Современное общество», учебных ассистентов и студентов магистратуры направления подготовки 41.04.04 «Политология», обучающихся по образовательной программе «Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе». Курс рассматривает базовые направления, понятия и концепции, а также дискуссионные вопросы в изучении общества с позиций двух научных дисциплин: политической науки и социологии. Особый акцент делается на освоении теорий, описывающих специфику постсовременного общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины «Современное общество» является ознакомление студентов с ключевыми концепциями современного (модерного) общества и дискуссиями вокруг современности и постсовременности, и внедрение этих понятий и концепций в учебную программу уроков обществознания через разработку материалов к уроку.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о моделях «экономического» и «социологического» человека, их преимуществах и недостатках. Знает отличительные черты социологии от других наук об обществе. Умеет отличать социологические объяснения от объяснений иных наук.
  • Планируемые результаты. Знает основные виды социальных групп и их свойства. Умеет типологизировать группы на основании их признаков, предсказывать и объяснять происходящие в них процессы. Может объяснить роль групп различных типов в жизни человека. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Планируемые результаты. Знает основные теории отклоняющегося поведения (аномии, стигматизация, делинквентных субкультур, радикальной криминологии), их преимущества и недостатки. Умеет типологизировать социальное поведение, интерпретировать с позиций различных теорий. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Планируемые результаты. Знает основные теоретические подходы к типологизации обществ, умеет раскрывать специфику постсовременного общества с позиций базовых понятий социологии. концепции социальной стратификации (Маркс, Вебер, Уорнер, Дэриндорф, «смешанных систем»), умеет их сопоставлять, анализировать. Знает основные показатели социальной структуры РФ. Владеет понятийным аппаратом теории социальной мобильности. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Знает основные типы социологических исследований и их виды, возможности методов и границы. Умеет определить тип исследовательской методологии, адекватный для поставленных задач. Знает основные правила построения программы социологического исследования. Знает основные задачи и возможности опросных методов. Умеет адекватно формулировать вопросы анкеты, владеет базовыми принципами построения анкеты и проведения анкетного опроса. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Знает основные элементы, теории социальных инсти-тутов. Знает основные социологические теории религии, семьи, науки. Умеет объяснить причины существования и функции религии в обществах разного типа, ее структуру, современные тенденции. Владеет навыками анализа функций, тенденций семьи и науки в конкретно-исторических условиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и метод социологии
    Предмет и метод социологии. Модели человека в социологии и экономики, преимущества и недостатки. Интеллектуальные предпосылки социологии. Структура социологического знания и курса. Специфика преподавания социологических тем в школьном обществознании.
  • Социальная группы как простейшая форма социальной реальности
    Базовые понятия социологии. Категория, общность, группа, организация. Социальные группы и социальные отношения. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Ролевая структура групп. Социальные группы в современном и постсовременном обществах обществе. Тема "Группы" в школьном курсе.
  • Социальный контроль и социализация в обществах различного типа.
    Социальный контроль. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения. Теории социализации. Специфика первичной социализации. Социализация в обществах различного типа.
  • Социальная структура и стратификация. Специфика стратификации постсовременного общества
    Понятие общества, основные классификации. Постсовременное общество как общество риска, симулякров, информации, макдональдизации. Гетерогенность, социальная структура и стратификация. Система социальных статусов. Основные теории стратификации современного общества и России. Социальные институты.
  • Специфика социологического исследования на школьных уроках.
    Постановка исследовательской цели, построение блок-схемы исследования. Качественные и количественные методы, основные виды, их особенности и недостатки. По строение простейшей анкеты, сбор данных и их обработка.
  • Социальные институты современного общества: религия, семья, наука.
    Понятие социального института, основные функции. явные и латентные .Процесс институционализации. Религия как социальный институт, особенности социологического подхода. Тема "Религия" в курсе обществознания. Проблема происхождения религии. Основные типы религиозных организаций, их специфика в современном обществе, тенденции развития, функции. Религия и экономика. Понятия модернизации, секуляризации, экуменизма. Семья как социальный институт. Определение семьи и брака, их типологии. Тенденции развития семьи в современном обществе. Понятие гендера, гендерные проблемы. Институциональные признаки науки. Понятие парадигмы. Социология науки, социология знания. Метод как элемент науки как института.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Подготовка программы и проведение исследования с использованием опросных методов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн занятиях + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Подготовка программы и проведение исследования с использованием опросных методов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Социальная стратификация : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 1996
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998
  • Социология религии : учеб. пособие для вузов, Гараджа, В. И., 2005
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Технология социологического исследования : учеб. пособие по курсу "Практикум по экономической социологии", Сусоколов, А. А., 2008
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 1999
  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2000
  • Экономическая социология : новые подходы к институциональному и сетевому анализу: сб. : пер., , 2002