• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История и теория медиа

Статус: Курс обязательный (Медиапроизводство и медиааналитика)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Касьяненко Дарья Алексеевна, Кирия Илья Вадимович, Консон Григорий Рафаэльевич, Миловидов Станислав Вячеславович, Рябов Артем Александрович, Черненко Юлия Александровна
Прогр. обучения: Медиапроизводство и медиааналитика
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина является обязательной вводной для всех студентов магистерских программ в сфере медиа и журналистики. Она знакомит студентов с основными научными направлениями в области исследования массовых коммуникаций, учит ориентироваться в исторических аспектах развития медиа в обществе, различиях и концептуальных особенностях различных подходов к исследованию медиа и теоретических школ их изучения. Базовыми пререквизитами для данной дисциплины являются знания уровня бакалавриата в сфере общей социологии, философии и т.п. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание истории развития и основных теоретических направлений исследований коммуникации и информации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры
  • Дать представление о том, как, и из чего сложился мир современных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, потребность человека в информации и творчестве), как поступательно рождался особый язык аудиовизуальной коммуникации и в чем его специфические особенности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Периодизирует эпохи развития медиа
  • Различает виды социальных институтов и их связь с развитием медиа
  • Различает коммуникативную эффективность различных видов письменности
  • Периодизирует возникновение основных форм коммуникации
  • Различает организацию книжного промысла в различных странах
  • Формулирует различия между различными национальным моделями свободы печати
  • Аргументирует с использованием исторического опыта свою позицию по вопросу современного регулирования массовых коммуникаций
  • Сопоставляет изменения в общественных системах с эволюцией медианосителей
  • Приводит основные характеристики медианосителей
  • Классифицирует медиатеории по объекту исследований
  • Знает основания для классификации Д. Макуэйла
  • Располагает теории на карте теорий Д. Макуэйла
  • Знаком с положениями теории медиаэффектов
  • Отличает авторов парадигмы пропагандистской силы от авторов парадигмы ограниченных эффектов
  • Применяет основные положения теорий медиаэффектов к анализу современных явлений в сфере медиа
  • Знаком с базовыми текстами Лазарсфельда, Ласуэлла, Липпмана и их основными положениями
  • Излагает основные положения критической теории
  • Знаком с базовыми текстами Адорно, Хабермаса, Маркузе, Беньямина
  • Способен применять основные положения теории индустриализации культуры к анализу современной медиаэкономики
  • Определяет понятие знака. Различает концепции знака Пирса и де Соссюра
  • Различает три категории знаков у Пирса
  • Применяет концепт мифа Барта для анализа современности
  • Различает основные методы дискурсного анализа
  • Знаком и различает тексты ведущих психологов медиаэффектов
  • Рефлексирует вклад теорий прайминга и культивации в всеобщую теорию медиа
  • Применяет психологические теории для анализа конкретных медиакомпании, материалов медиа и поведения аудитории
  • Различает этнометодологический подход к теории социального действия и обосновывает его коммуникативную природу
  • Рефлексирует основные положения Школы Пало Альто
  • Применяет подходы Гофмана и этнометодологов к анализу социальных коммуникативных практик
  • Формулирует основные подходы Торонтской школы
  • Сопоставляет типы культур с присущими им медианосителями
  • Дает определение понятию "информационное общество"
  • Формулирует основные принципы сетевого общества по М. Кастельсу
  • Дает определение инновации как коммуникативного процесса
  • Анализирует инновации и их коммуникацию в обществе по модели Роджерса
  • Высказывает критические замечания к модели диффузии инноваций Роджерса с приведением альтернативных теорий
  • Различает культурологический и эмпирико-функционалистский подходы к анализу медиапотребления
  • Применяет концепцию кодирования/декодирования к анализу современных медиа и феноменов массовой культуры
  • Дает определение понятию политической экономии массовых коммуникаций
  • Формулирует ключевые дилеммы и критику информационного капитализма
  • Описывает специфику культурных индустрий и их отличия от других индустрий
  • Анализирует трансграничные и глобальные медиапродукты как элементы культурной гегемонии
  • Различает различные эпохи развития медиа и сопровождавшее их развитие социальных институтов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые категории курса: медиа, массовые коммуникации, коммуникация как процесс.
    Понятие медиа, массовых коммуникаций, информации и коммуникации, их взаимосвязи. Медиакоммуникации как распространение символических форм. Теоретические представле-ния об информации и коммуникации. Математическое представление об информации. Гу-манитарное представление об информации. Информация как абстрактное содержание ком-муникации. Информация и ее носители. Понятие медиа как коммуникационного посредни-ка. Основные компоненты медиа. Медиа и СМИ: сходства и различия. Основные коммуни-кативные жанры дискурса: экспрессивный, аргументативный и информативный. Пропаган-дистские подходы к изучению СМИ: советская школа. Вызов категории массовых комму-никаций. Теории «медиаконвергенции». Три уровня медиа. Понятие медиаконвергенции и ее проявления.
  • Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.
    Медианосители и усложнение государственных типов устройства. Усложнение общества как процесс контроля над насилием. Типы социальных порядков. Порядки закрытого доступа, характеристики их медиасреды. Порядки открытого доступа: характеристики медиасреды. Четыре формы власти и из взаимосвязи. Взаимосвязь политической и экономической форм власти. Взаимосвязь и взаимозаменяемость принудительной формы власти и символиче-ской формы власти. Медиа и эволюция экономики. Макроуровень коммуникаций в эконо-мическом развитии (поддержка торговли, географии). Микроуровень (проблема информа-ционной асимметрии в экономике, проблема доверия и «принуждения»). Развитие медиа как платной информации. Развитие медиа в контексте политики. Медиа в открытых политиче-ских режимах. Эволюция медиа от плюрализма мнений к «универсальности новостей». Церковь и символическая монополия, ее эволюция. Эволюция систем принуждения и ком-муникативных форм их осуществления.
  • Основные формы коммуникации и их развитие
    Четыре основных формы коммуникации: жест, изображение, речь и письменность. Проме-жуточная и переходная форма музыки как формы коммуникации. Особенности коммуни-кации у животных и отличие этой коммуникации от коммуникации у людей. Биологические и социальные семиотики, их отличие. Устная речь как автоматическая форма коммуника-ции. Изображение и эволюция изображения. Письменность как коммуникативная форма существования государств. От пиктографических к идеографическим и алфабетическим письменностям. Носители письма и их транспортабельность, ее роль.
  • История контроля массовых коммуникаций
    Организация книжного промысла в странах Европы в допечатную эпоху. Церковный кон-троль коммуникации. Университетские корпорации и ограничение книжного промысла. Церковный контроль в централизованных и раздробленных странах. Основные политиче-ские вызовы книгопечатания. Рескрипты и привилегии как система регулирования печатно-го промысла. Первые периодические издания в системе привилегий. Эпоха Просвещения и «ломка» модели элитной книги. Роль буржуазных революций в Англии и Франции в разви-тии свободы слова. Свобода слова как право и его ограничения. Концепции свободы слова. Манипулятивные модели регулирования прессы в 19 в.: Наполеон и Бисмарк. Установление законодательных режимов свободы слова. 20 век и разделение «пропаганды» и «журнали-стики». Особенности советского и пост-советского периода контроля в России. Основные ограничители деятельности медиа: давление государства, корпораций, групп влияния.
  • История медианосителей и технологий медиа
    Основные формы существования книги: свиток и кодекс. Библиотеки и публичная практика потребления книги как носителя. Роль книгопечатной революции в трансформации социальной системы Европейских государств. Изобретение оптического телеграфа Клода Чаппа: административно-политический аспект. Первая система кодирования сообщения в оптическом телеграфе. Военно-политическое использование оптического телеграфа. Первые попытки гражданского использования системы. Борьба между оптическим и электрическим телеграфом. Изобретение электрического телеграфа: первые виды применения и конкурирующие системы. Коммерциализация электрического телеграфа. Система государственных монополий на средства связи. Особенности скелета транспортных инфраструктур и систем связи. Конкуренция между телефоном и телеграфом. Техническое устройство телефона. Особенности первых использований телефона. Телефон как система деловой связи. Применение телефона в сельской местности: американская и европейская модели. Телефон как система персональной связи и мутация городов в конце XIX в. Телефонное отставание и его причины Первые опыты по переносу изображений. Опыты Ньепса и изобретение фотографии как химического процесса для переноса гравюр. Дагер и изобретение дагеротипии (классической фотографии). Оппозиция системы «копирования» изображения и системы «уникального» изображения. Изобретение фотобумаги. От профессиональной к любительской съемке. Акустическая дагеротипия. Опыты Надара. Томас Эдисон и изобретение фонографа. Фонограф как прибор, не вписавшийся в потребность музыкальной индустрии. Особенности записи музыки на восковый валик. Появление патефона. Патефон и фонограф: преимущества и недостатки. Радио и телевидение как медианосители и средства транспорта. Основные технические и инфраструктурные особенности вещания: эфирное, кабельное, спутниковое. Цифровое телевизионное вещание. Интернет и электронные коммуникации.
  • Классификация теорий медиа
    Классификация основных теорий с точки зрения инструментария: социологические, философские, литературоведческие, лингвистические. Классификация основных теорий с точки зрения объектов исследования. Классификация основных теорий по модели Д.Макуэйла: социально ориентированные и медиаориентированные. Периодизация теорий: эмпирико-функционалистская группа, критическая группа, лингвистическая группа, социологическая, психологическая группа, политэкономия массовых коммуникаций. Каноническая схема коммуникации Г. Ласуэлла и ее элементы в науке о коммуникациях. Исследования коммуникатора. Общество, институты, СМИ, инноваторы, индивиды как коммуникаторы. Изучение содержания коммуникации: материалы СМИ, культура, литература, речевые акты и эннонсация, инновация как «содержание» в процессе коммуникации. Исследование канала коммуникации: каналы коммуникации как экономическая сфера, традиционные способы коммуникации и их влияние на содержание, социальные системы трансляции информации. Изучение аудитории коммуникации: массовая аудитория, индивиды, социальные группы. Эффекты массовой коммуникации и их изучение: реакция индивида на сообщения, «концепция использования СМИ», активный потребитель коммуникации. Ранние исследования процессов обмена. Трудовые и экономические отношения как процесс обмена. Концепции сетевого обмена и исторического развития. Массовая психология и психология толпы. Эмпирические исследования общества. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации. Первые исследования массовых коммуникаций.
  • Эмпирико-функционалистская школа изучения массовых коммуникаций
    Математическая теория информации в исследованиях систем связи. Линейные и бихевиористские модели, их роль в теориях пропаганды. Биологические науки и их роль в формировании коммуникационных моделей. Циклическая модель Шрамма. Основные факторы возникновения группы теорий. Эволюция коммуникационных моделей. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды. Функциональная социология Раскол американской социологии на два лагеря: лагерь структурной социологии действия и лагерь «операционной социологии». Парадигма «пропагандистской силы» и парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа. Нейтральная социология и индустриальная социология. Гарвардская школа и Колумбийская школа. Концепция «демократического реализма» У. Липмана, теория «общественного мнения». Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбийской школы. Теория двухступенчатого потока информации. Работы Карла Хоуланда и функции медиа. Элиху Кац и «теория обретения пользы и удовлетворения»: переломный этап в социологии эффектов. Работы по «использованию медиа». Теория «повестки дня» и «спирали тишины». Теории четвертой власти. Функциональная социология массовой коммуникации Бориса Фирсова.
  • Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры
    Философские составляющие «критической теории». «Критическая теория» как оппозиция американскому эмпиризму. Неомарксизм и переоценка учения Маркса. Возникновение Франкфуртской школы. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».
  • Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции
    Фердинанд де Соссюр и рождение структурной лингвистики. Две концепции знака в структурной лингвистике. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее роль в коммуникациях. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации. Французская школа массовых коммуникаций. Теории символического насилия в неомарксистской перспективе. Мишель Фуко и структурная теория власти.
  • Психологические подходы к изучению массовых коммуникации
    Когнитивные теории на стыке медиапсихологии и лингвистики. Теун Ван Дейк и его когнитивная теория дискурса. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Понятие научения в теории Бандуры. Теория прайминга и модели человеческой памяти при усвоении сообщений СМИ. Теория культивации Дж. Гербнера. Психологическое изучение медианасилия. Семиосоциопсихологическая теория Т. Дридзе.
  • Микросоциологические подходы к изучению коммуникации
    Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникационные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и система.
  • Теории информационного общества и медиа в основе социального развития
    Информационное общество как социально-философская парадигма. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма). Правительственные и политические доктрины по переходу к информационному обществу. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса. Причины краха советского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риффкина.
  • Социология диффузии инноваций
    Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Теория взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перевода. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемого» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя. Теории модернизации и их критика.
  • Теории активного потребителя и cultural studies
    Развитие социологии массовых коммуникаций после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий. «Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования/декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны. Исследования практик
  • Политическая экономия массовых коммуникаций
    Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур. Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Критика экономических коммерческих моделей медиа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах (групповые презентации студентов)
  • неблокирующий Онлайн-тесты
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Онлайн-тесты + 0.3 * Работа на семинарах (групповые презентации студентов) + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.
  • Castells, Manuel. The Power of Identity : The Information Age - Economy, Society, and Culture, John Wiley & Sons, Incorporated, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=470449.
  • Communication Theory and Research, edited by Denis McQuail, et al., SAGE Publications, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=334341.
  • Convergence Media History, edited by Janet Staiger, and Sabine Hake, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=446641.
  • Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
  • Smith, Bruce Lannes, and Harold D. Lasswell. Propaganda, Communication and Public Opinion, Princeton University Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4071105.
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Internationalizing Media Studies : Impediments and Imperatives, edited by Daya Kishan Thussu, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=431824.