2020/2021
Инструменты научного пиара
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
3 модуль
Преподаватели:
Кожанов Андрей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Курс ориентирован на студентов 1 курса магистратуры любого направления, которые уже ведут самостоятельное научное исследование, но еще не имеют опыта представления своего исследования внешним аудиториям неспециалистов. Теоретическая составляющая курса раскрывает специфику взаимоотношений между наукой и обществом в современных условиях, знакомит слушателя с многообразием форм и форматов научной коммуникаций в сравнительной оценке их эффективности, учит принципам равноправного диалога исследователя с целевыми группами потребителей научного знания. Прикладная часть курса состоит в серии мастер-классов и тренингов, в процессе которых слушатель овладеет навыками поведения в ситуациях коммуникации с внешней аудиторией, умением взаимодействовать со СМИ, с социальными медиа, с публичными аудиториями, в том числе онлайн. Итогом курса становится перевод исследовательской тематики слушателя (синопсиса магистерской диссертации) на язык (регистр) целевых аудиторий неспециалистов в форме проекта. К ведению практических занятий в курсе привлекаются специалисты Дирекции по внешним связям, Пресс-службы университета, Дирекции образовательного портал IQ, научные журналисты и исследователи в области маркетинга научных исследований. Базовый текст: «Пособие по общественным связям в науке и технологиях» под ред. М. Букки, Б. Тренч, перевод 2018 года (Routledge Handbook of Public Communication of Science and Technology).
Цель освоения дисциплины
- Курс формирует у слушателей знания, навыки и умения по проектированию и критической оценке моделей научной коммуникации, способов и форматов популяризации науки.
- Формирование у молодых исследователей компетенций научного коммуникатора в части взаимодействия с научными СМИ, социальными сетями: интервью и публичные выступления
- Анализ стратегий личного продвижения в науке
- Владение форматами научной коммуникации для разнообразных видов целевых аудиторий (публика, бизнес, профессиональные и экспертные группы): создание контента, работа с регистрами
- Умение спроектировать и реализовать проект повышения научной грамотности населения
Планируемые результаты обучения
- Выделять модели научной коммуникации и уметь критически их оценивать
- Знать основные форматы научной коммуникации и условия их адекватного применения
- Владеть методиками оценки эффективности научной коммуникации.
- Уметь анализировать феномен "популярной науки" как общественный социальный проект.
- Владение навыками научной коммуникации
Содержание учебной дисциплины
- Модели научной коммуникации: наука и публикаИдеология трансфера знаний и трансфера ролевой модели. Модели Массимиано Букки: дефицита, диалога и участия.
- «Popular Science»: научная коммуникация в состоянии post-truth.Популярная наука за пределами академии. «Народная» наука и ее глубокие корни в «обществе знания». Википедии и Оpen-Access Journals.
- Формы и форматы научной коммуникации.Актуальные тенденции: интерактивность, медиализация, геймификация. Модели публичной репрезентации науки и технологий: от музея до кафе.
- Методы измерения и оценки эффективности научной коммуникации.Общественное восприятие науки. Идентификация целей и аудитории научной коммуникаций. Методики изучения научной грамотности. Делиберативные исследования.
- Общественные связи в науке и технологияхКому и зачем нужна научная коммуникация
- Мастер-класс по научной журналистике и работе пресс-службыКак устроено взаимодействие между учеными, журналистами и коммуникаторами
- Тренинг по научной коммуникации: работа с текстомТренинг учит менять регистр в зависимости от целевой аудитории
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Understanding popular science, Broks, P., 2006
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
- Пособие по общественным связям в науке и технологиях, , 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hackett, E. J., & Society for Social Studies of Science. (2008). The Handbook of Science and Technology Studies (Vol. Third edition). Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=208209