Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Инструменты научного пиара

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на студентов 1 курса магистратуры любого направления, которые уже ведут самостоятельное научное исследование, но еще не имеют опыта представления своего исследования внешним аудиториям неспециалистов. Теоретическая составляющая курса раскрывает специфику взаимоотношений между наукой и обществом в современных условиях, знакомит слушателя с многообразием форм и форматов научной коммуникаций в сравнительной оценке их эффективности, учит принципам равноправного диалога исследователя с целевыми группами потребителей научного знания. Прикладная часть курса состоит в серии мастер-классов и тренингов, в процессе которых слушатель овладеет навыками поведения в ситуациях коммуникации с внешней аудиторией, умением взаимодействовать со СМИ, с социальными медиа, с публичными аудиториями, в том числе онлайн. Итогом курса становится перевод исследовательской тематики слушателя (синопсиса магистерской диссертации) на язык (регистр) целевых аудиторий неспециалистов в форме проекта. К ведению практических занятий в курсе привлекаются специалисты Дирекции по внешним связям, Пресс-службы университета, Дирекции образовательного портал IQ, научные журналисты и исследователи в области маркетинга научных исследований. Базовый текст: «Пособие по общественным связям в науке и технологиях» под ред. М. Букки, Б. Тренч, перевод 2018 года (Routledge Handbook of Public Communication of Science and Technology).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс формирует у слушателей знания, навыки и умения по проектированию и критической оценке моделей научной коммуникации, способов и форматов популяризации науки.
  • Формирование у молодых исследователей компетенций научного коммуникатора в части взаимодействия с научными СМИ, социальными сетями: интервью и публичные выступления
  • Анализ стратегий личного продвижения в науке
  • Владение форматами научной коммуникации для разнообразных видов целевых аудиторий (публика, бизнес, профессиональные и экспертные группы): создание контента, работа с регистрами
  • Умение спроектировать и реализовать проект повышения научной грамотности населения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделять модели научной коммуникации и уметь критически их оценивать
  • Знать основные форматы научной коммуникации и условия их адекватного применения
  • Владеть методиками оценки эффективности научной коммуникации.
  • Уметь анализировать феномен "популярной науки" как общественный социальный проект.
  • Владение навыками научной коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модели научной коммуникации: наука и публика
    Идеология трансфера знаний и трансфера ролевой модели. Модели Массимиано Букки: дефицита, диалога и участия.
  • «Popular Science»: научная коммуникация в состоянии post-truth.
    Популярная наука за пределами академии. «Народная» наука и ее глубокие корни в «обществе знания». Википедии и Оpen-Access Journals.
  • Формы и форматы научной коммуникации.
    Актуальные тенденции: интерактивность, медиализация, геймификация. Модели публичной репрезентации науки и технологий: от музея до кафе.
  • Методы измерения и оценки эффективности научной коммуникации.
    Общественное восприятие науки. Идентификация целей и аудитории научной коммуникаций. Методики изучения научной грамотности. Делиберативные исследования.
  • Общественные связи в науке и технологиях
    Кому и зачем нужна научная коммуникация
  • Мастер-класс по научной журналистике и работе пресс-службы
    Как устроено взаимодействие между учеными, журналистами и коммуникаторами
  • Тренинг по научной коммуникации: работа с текстом
    Тренинг учит менять регистр в зависимости от целевой аудитории
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Презентация проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Презентация проекта + 0.6 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Understanding popular science, Broks, P., 2006
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Пособие по общественным связям в науке и технологиях, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hackett, E. J., & Society for Social Studies of Science. (2008). The Handbook of Science and Technology Studies (Vol. Third edition). Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=208209