• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Менеджмент: концепции и технологии 21 века

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Шныркова Анна Сергеевна, Щелокова Светлана Викторовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина реализуется в межкампусном формате, целью освоения дисциплины является формирование представлений о современных концепциях и технологиях менеджмента, условиях и факторах, повлиявших на его формирование на различных этапах развития экономики и общества, а также понимание системного видения организации и ее окружения. В результате освоения дисциплины студенты смогут объяснить базовые понятия и теории менеджмента и соотношения между ними на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии, формулировать и распознавать базовые концепции менеджмента, определить элементы внутренней и внешней среды организации, имеет представление об основных методах их анализа, охарактеризовать основные типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования, проектировать и описывать бизнес-процессы и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о современных концепциях и технологиях менеджмента, условиях и факторах, повлиявших на его формирование на различных этапах развития экономики и общества, а также понимание системного видения организации и ее окружения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Может объяснить базовые понятия, теории и концепции менеджмента и соотношения между ними на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии
  • Может объяснить, как менялись концепции организации, какое влияние это оказывало на изменение подходов к управлению
  • Может определить ключевые элементы внутренней и внешней среды организации, имеет представление об актуальных методах их анализа.
  • Способен объяснить роль миссии организации, отличить ее от цели, знает основные принципы целеполагания, может формулировать цели по SMART, строить дерево целей
  • Может охарактеризовать основные типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
  • Умеет анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
  • Умеет выявлять основные факторы, определяющие поведение человека в организации на индивидуальном (напр., мотивация), групповом и организационном уровнях (напр., корпоративная культура)
  • Может проанализировать основные проблемы, возникающие в организации при групповом взаимодействии (группа/команда, конфликты, коммуникация и др.)
  • Может объяснить основные концепции и технологии управления процессами и операциями
  • Умеет проектировать и описывать бизнес-процессы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организация как объект управления
    1.1. Базовые понятия • Понятие менеджмента. Понятие организации. Основные уровни и функции менеджмента в организации. Двуединство административного и предпринимательского аспектов современного менеджмента. Универсальные принципы менеджмента и их ситуационное применение • Эволюция понимания профессионализма в менеджменте: администратор-менеджер-лидер. Понятия «управленческая технология» и «организационная инновация». Менеджмент как наука и как искусство 1.2. Менеджмент как область исследований • Уникальность предмета научных исследований менеджмента. Междисциплинарная природа менеджмента как области исследований • Особенности организационно-экономических исследований менеджмента. Количественные и качественные методы исследований менеджмента • Кейс-метод и его роль в развитии теории менеджмента (кейс компании Honda) • Сравнительная методология управленческих исследований. Анализ данных, машинное обучение и нейроэкономика как основы современных исследований менеджмента 1.3. Разновидности организаций • Организация как система. Понятия открытой и закрытой организаций. Продуктоцентричные и клиентоцентричные организации • Понятие организационной культуры. Научающиеся организации: концепция П. Сенге и роль управленческих технологий. Склонность к инновациям как критерий классификации организаций. Бимодальные и тримодальные организации • Эволюция организации на разных стадиях жизненного цикла: концепция И. Адизеса. Концепция вложенных жизненных циклов (продукты, организации, отрасли, макроэкономические циклы) Сборник работ классика менеджмента, посвященных различным аспектам менеджмента: • Друкер П.Ф. Классические работы по менеджменту. – М.: Альпина, 2019. – 218 с. Детальное описание одной из самых популярных концепций жизненного цикла организации: • Адизес И.К. Управление жизненным циклом организации. – М.: МИФ, 2014. – 512 с. Литература, рекомендуемая для использования на семинарских занятиях • Макналти Э., Маркус Л. Чем должен сейчас заниматься настоящий руководитель // Harvard Business Review – Россия. Апрель 2020. https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/828642. • Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. - 2003. - Вып. 3.
  • 100 лет эволюции теории и практики менеджмента
    2.1. Три исторические школы управленческой мысли • Школа научного менеджмента: основные идеи и авторы. Научная организация труда. «Принципы научного менеджмента» Ф. Тейлора. 12 принципов производительности Г. Эмерсона. График Г. Гантта. Кейс: Генри Форд и создание системы массового промышленного производства. Российская/советская школа НОТ • Классическая (административная) школа менеджмента. Принципы управления А. Файоля. Модель идеальной бюрократии М. Вебера. Функции управляющего по Ч. Барнарду • Школа человеческих отношений. Хотторнские эксперименты Э. Мэйо. Концепция «организационное поведение» и ее три уровня. Поведенческая школа в исследованиях менеджмента 2.2. Развитие теории менеджмента в 1960-70-е годы • Количественные методы исследования операций и развитие теории принятия решений. • Рождение теории организации: работы Г. Саймона, Р. Сайерта и Дж. Марча. Экономическая теория организации. Теория трансакционных издержек О. Уиллямсона • История бизнеса как новое направление исследований менеджмента. Концепция А. Чандлера и понятие «организационной инновации». Кейс: А. Слоун и его управленческая революция в General Motors 2.3. Новое в теории и практике менеджмента в 1980-90-е годы. • Управленческие новации Дж. Уэлча в General Electric: новое понимание производственного и бизнес-лидерства; новые подходы к управлению развитием менеджеров компании (перезапуск концепции корпоративного университета, введение должности CLO и др.) • Новые подходы к конкурентоспособности в условиях глобализации бизнеса. Концепции У. Оучи (Теория Z) и Т. Питерса и Р. Уотермена («7С») Кейс совместного предприятия NUMMI • Концепция «бережливого производства» (Lean Manufacturing) и ее сравнительные межстрановые и межотраслевые исследования и внедрения Обзор важнейших теорий и моделей менеджмента: • Тромпенаарс Ф., Куберг П.Х. 100 ключевых моделей и концепций управления. – М.: МИФ, 2019. – 640 с. Полезное справочное издание по истории менеджмента: • Классики менеджмента. Под ред. М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2001. – 1160 с. Литература, рекомендуемая для использования на семинарских занятиях • Слоун А. Мои годы в General Motors. - М.: Эксмо, 2017. – 384 с. • Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М.: Бомбора, 2016. - 224 с.
  • Внешняя и внутренняя среда организации
    3.1. Базовые понятия и технологии анализа среды организации • Внешняя среда организации: уровня, основные параметры, влияние внешней среды на развитие организации. Элементы внутренней среды организации, ее материальные и нематериальные активы. Внутренние и внешние стейкхолдеры организации • SWOT-анализ как способ обобщения результатов анализа внутренней и внешней среды организации • Модель CAGE как инструмент анализа внешней среды в условиях глобализации. Перманентность изменений среды в VUCA-мире 3.2. Изменения в среде бизнеса эпохи Четвертой промышленной революции • Радикальные сдвиги в структуре экономики 21 века. Ускорение и повсеместное влияние технологических изменений. Стирание традиционных отраслевых границ • Новое соотношение внутреннего и внешнего в современных организациях. Возрастание роли корпоративной социальной ответственности и принципов устойчивого развития Описание открытой организации как современной модели взаимодействия организации и внешней среды: • Уайтхерст Дж. Открытая организация. – М.: Олимп-Бизнес, 2019. – 276 с. Книга, описывающая особенности трансформации среды бизнеса вследствие прогресса технологий: • Шваб К. Четвертая промышленная революция. – М.: Эксмо, 2016. – 208 с. Полезный обзор с описанием разнообразных бизнес-моделей содержится в книге: • Хейг П. Управленческие концепции и бизнес-модели. Полное руководство. – М.: Альпина, 2019. – 370 с. Описание одной из самых популярных бизнес-моделей современного бизнеса: • Моазед А., Джонсон Н. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели. – М.: Альпина, 2019. – 288 с. Литература, рекомендуемая для использования на семинарских занятиях • Петрильери Дж. Наш менеджмент умирает, но это хорошо // Harvard Business Review – Россия. Июль 2020. https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/uroki-stoikosti-2020/834024. • Мордашов А. Как Индустрия 4.0 меняет управление // Harvard Business Review –Россия. Январь-февраль 2018. https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/a24981.
  • Основы стратегического управления и организационное планирование
    4.1. Базовые понятия • Понятия «стратегия», «конкурентное преимущество», «бизнес-модель». Миссия, видение и долгосрочные цели организации. Формулировка целей SMART-методом. Дерево целей и декомпозиция целей. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование 4.2. Эволюция теории и практики стратегического управления в 20 веке • Работы 1960-х годов основоположников ТСУ. Матрица BCG. Сценарное планирование. Переход от стратегического планирования к стратегическому управлению • Экономический анализ стратегий фирм. Концепция конкурентных стратегий М. Портера и его концепция «5 сил» отраслевой конкуренции. Стратегии диверсификации фирмы. Стратегии вертикальной интеграции и аутсорсинга • Ресурсный подход к стратегическому управлению. Анализ уникальных ресурсов фирмы методом VRIN. Организационные способности как источник конкурентного преимущества 4.3. Современные концепции и технологии стратегического управления • Стратегии фирм в экономике инноваций. Концепция динамических способностей Д. Тиса. Разновидности динамических способностей. Концепция «подрывных» инноваций К. Кристенсена. Концепция «бережливого» стартапа Э. Риса • Стратегии глобального бизнеса в сетевой экономике. Баланс глобального и локального в управлении международными компаниями. Коллоборативные стратегии и «отношенческий» тип конкурентных преимуществ. Конкуренция альянсов и сетей. • Конкурентные стратегии в цифровой экономике и экономике совместного потребления. М. Портер о конкурентных стратегиях в экономике Интернета вещей. Конкуренция платформенных бизнес-моделей Сборник классических статей по бизнес-стратегии: • Стратегия (10 лучших статей Harvard Business Review). – М.: Альпина, 2020. – 288 с. Литература, рекомендуемая для использования на семинарских занятиях • Бир М. Шесть причин, по которым ваша стратегия не работает // Harvard Business Review – Россия. Октябрь 2020. https://hbr-russia.ru/management/strategiya/842580 • Ньето-Родригес А., Джонсон У. Почему iPhone так популярен, а Google Glass никому не нужны // Harvard Business Review – Россия. Май 2020. https://hbr-russia.ru/management/strategiya/830231.
  • Организационные структуры
    5.1. Базовые понятия • Понятие и основные параметры организационной структуры. Зона ответственности и масштаб управляемости. Принципы проектирования организационных структур. Оптимизация организационных структур 5.2. Эволюция концепций и практики организационного проектирования в 20 веке • Концепция «современного делового предприятия» А. Чандлера. Концепции жизненного цикла организаций Л. Грейнера и И. Адизеса. 5-элементная типология организаций Г. Минцберга • Основные типы организационных структур: линейные, функциональные, дивизиональные, матричные, сетевые; их разновидности и факторы, влияющие на выбор конкретной оргструктуры 5.3. Современные концепции и разновидности организационных структур • Холакратия как альтернатива традиционной модели иерархии. Клеточные организации. Концепция «бирюзовых» организаций: особенности модели и противоречия опыта ее применения • Agile – подходы к организационному проектированию. Отличия Agile-структур от традиционных проектных организаций. Преимущества и пределы эффективности Agile-структур • Экосистемный подход к построению современных организаций. Понятие экосистемы и их разновидности. Мировой и российский опыт построения своих экосистем компаниями – лидерами различных отраслей Одна из наиболее известных книг, посвященных классическим организационным структурам: • Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с. Насыщенная примерами книга об организационных структурах и их взаимосвязи со стратегией организации: • Сандермоен Ш. Организационная структура. Реализация стратегии на практике. – М.: Альпина, 2020. – 224 с. Авторская концепция управления организацией без использования идеи иерархии: • Робертсон Б.Дж. Холакратия. Революционный подход в менеджменте. – М.: Бомбора, 2017. – 256 с. Литература, рекомендуемая для использования на семинарских занятиях • Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: Контроллинг, 1992. Часть 1. Гл. 1. • Ривз М., Левин С. Финк Т., Левина А. Укрощение сложности // Harvard Business Review – Россия. Март 2020. https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/823824.
  • Люди в организации
    6.1. Базовые понятия • Менеджмент и лидерство: современное соотношение понятий. Власть и наделение подчиненных полномочиями; делегирование полномочий • Понятие (проектной) команды и основные методы командообразования. Особенности формирования и развития управленческой команды 6.2. Эволюция концепций и технологий управления людьми в организациях в 20 веке • Развитие концепций и практик мотивации работников и управлениях их поведением. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Пирамида А. Маслоу. Теория ожиданий В. Врума. Теории мотивации через отношения. Теория У. Оучи. Материальные и нематериальные методы мотивации. Особенности мотивации топ-менеджмента • Эволюция теорий лидерства в менеджменте: теории личностных качеств, поведенческие теории, ситуационные теории • Эволюция HR-систем: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами и управлению людьми. Понятие HR-цикла. Развитие систем корпоративного обучения: от T&D к L&D 6.3. Концепции и технологии управления людьми в современных организациях • П. Друкер о задачах управления «интеллектуальными работниками» в экономике знаний. Вызовы управления людьми поколений Y и Z. Концепция и методы тиминга • Теория лидерства Манфреда Кетс де Вриса. Теория аутентичного лидерства. Роль эмоционального интеллекта в управлении людьми в современной организации • Трансформация HR-систем в передовых компаниях. Управление опытом работника на всех этапах его «жизненного цикла» в организации. Виртуальные команды. Управление людьми на основе данных. Особенности корпоративной культуры в организациях, устойчиво успешных в цифровом мире Сборник статей, дающих представление о современных подходах к лидерству: • Лидерство (10 лучших статей HBR). – М.: Альпина, 2019. – 224 с. Обсуждение проблемы мотивации к творческой деятельности: • Пинк Д. Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. – М.: Альпина, 2019. – 280 с. Классическая книга по формированию команд проектов: • Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2003. – 303 с. Описание модели взаимодополняющих команд менеджеров: • Адизес И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. – М.: Альпина, 2020. – 266 с. Классическая книга с описанием базовой модели корпоративной культуры: • Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с. Литература, рекомендуемая для использования на семинарских занятиях • Линго Э.Л., Макгинн К. Три стороны власти: как может действовать лидер в ситуации неопределенности // Harvard Business Review – Россия. Сентябрь 2020. https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/837216. • Ибарра Э., Скаулер Э. Отставить командный тон // Harvard Business Review – Россия. Сентябрь 2020. https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/840888.
  • Управление процессами и операциями
    7.1. Базовые понятия • Операционная составляющая бизнеса и задачи операционного менеджмента. Понятие бизнес-процесса. Разновидности бизнес-процессов. Проектирование бизнес-процессов. Бизнес-процессы как организационные рутины и необходимость их постоянного обновления • Понятие управления результативностью. Ключевые показатели эффективности (КПЭ). Система годовых индивидуальных и организационных КПЭ и их квартальных вех • Контроль как одна из ключевых функций менеджмента. Основные виды управленческого контроля. Факторы эффективного контроля. Контур контроля 7.2. Эволюция концепций и технологий управления процессами и операциями в 20 веке • Теория исследования операций и ее практические приложения в менеджменте. Моделирование логистических операций. Развитие теории принятия решений • Методология управления производственными системами. Феномен «производственной системы Toyota», управленческие технологии поставок «точно-в-срок» и непрерывных улучшений «кайдзен». Опыт развития производственной системы Сбербанка • Управление операционной эффективностью. Статистические методы управления качеством. Концепция 6 Сигм. Концепция комплексного управления качеством. Системы управления отношениями с клиентами • Концепция «реинжиниринга корпорации» М. Хаммера и Дж. Чампи, резервы эффективности от автоматизации радикально перестроенных бизнес-процессов 7.3. Современные концепции и технологии управления процессами и операциями • Корпоративные информационные системы и возрастание их роли в обеспечении эффективного операционного менеджмента • Клиентоцентричная организация. Массовая кастомизация. Обратная связь от внешних и внутренних клиентов и ее метрики (NPS и другие) • Управление на основе (больших) данных. Роль машинного обучения в подготовке управленческих решений на основе предиктивной аналитики. Краткий обзор классических и современных подходов к оптимизации бизнес-процессов: • Деграндис Д. Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы. – М.: МИФ, 2020. - 240 с. Сборник статей, посвященных различным аспектам совершенствования бизнес-процессов: • Руководство по улучшению бизнес-процессов (Harvard Business School Press). – М.: Альпина, 2019. – 130 с. Литература, рекомендуемая для использования на семинарских занятиях • Садун Р., Блум Н., Реенен ван Дж. Почему мы недооцениваем роль менеджмента. // Harvard Business Review – Россия. Февраль 2018. https://hbr-russia.ru/management/operatsionnoe-upravlenie/a25001. • Чжуо Дж. Как число подчиненных влияет на менеджера // Harvard Business Review – Россия. Апрель 2019. https://hbr-russia.ru/management/operatsionnoe-upravlenie/798854.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Работа на семинаре + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • П. Друкер - Классические работы по менеджменту - Альпина Паблишер - 2015 - ISBN: 9785961440607 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/7877

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Адизес И.К. - Новые размышления о менеджменте - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-00100-209-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91731
  • И.К.Адизес - Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961432817 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/850
  • П.Хейг - Управленческие концепции и бизнес-модели: Полное руководство - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961424928 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19097
  • Шваб, К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. / К. Шваб. – М.: Эксмо, 2016. – 139 с. - ISBN: 987-5-699-90556-0. - Текст электронный // ЭБС Айбукс. -URL: https://ibooks.ru/bookshelf/372213/reading