Бакалавриат
2021/2022
Социология хозяйственного развития
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Шевчук Андрей Вячеславович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс покрывает широкое междисциплинарное поле, связанное с осмыслением хозяйственной жизни в исторической перспективе. Он посвящен тому, как природно-географические факторы, технологии, институты, власть и ментальность в сложном взаимодействии формируют облик современного мира. Возможно ли, что первобытный человек жил лучше, чем рабочий на заре капитализма? Знал ли Аристотель, что такое экономика? Почему в средневековой Европе чума и войны делали народы богаче? Всегда ли марка «сделано в Китае» вызывала разочарование? Как Запад стал богатым? В чем секрет экономического процветания? Почему все богатства мира были созданы всего за два столетия, а международное неравенство – феномен современности? Чем занимался социологический департамент на заводах Г.Форда? Почему периоды экономического роста всегда сменяются кризисами? Что такое созидательное разрушение? Почему мы пользуемся клавиатурой QWERTY? Что такое «маятник Поланьи» и куда он качнется в ближайшем будущем? Как сегодня формируются глобальные цепочки накопления стоимости, и что это означает для фирм и целых стран? Освобождают или порабощают нас новые технологии? Почему «большие данные» – это новая нефть? Будут ли люди работать, получая «безусловный базовый доход»? Возможно ли «общество без труда»? На эти и многие другие вопросы мы попробуеv ответить в рамках курса.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины «Социология хозяйственного развития» является овладение историко-социологическим подходом к анализу явлений хозяйственной жизни, включая актуальные социально-экономические проблемы, меры социально политики, организационные и управленческие решения.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные концептуализации современного хозяйства, выработанные классиками обществознания. Понимает их возможности и ограничения, умеет их сравнивать.
- Знает основы теории длинных волн в экономике. Умеет интерпретировать сложные взаимосвязи между технологиями и институтами в процессе социально-экономического развития.
- Имеет представление о масштабах и факторах экономического роста. Владеет навыками институционального анализа социально-экономического развития.
- Имеет представление о социальной организации и эволюции хозяйства в средневековой Европе. Различает основные типы производственных систем.
- Имеет представление об основных особенностях доиндустриального хозяйства. Умеет провести сравнительный исторический анализ в рамках социально-экономической проблематики.
- Имеет представление об основных этапах эволюции мировой экономики и сущности процесса глобализации. Умеет интерпретировать основные проблемы мировой экономики на основе актуальной фактологии и релевантных теорий.
- Понимает методологические особенности изучения социально-экономического развития в рамках различных дисциплин. Знает ключевые теории и персоналии. Понимает возможности и ограничения различных подходов.
- Понимает основные драйверы постиндустриального развития. Умеет интерпретировать современные социально-экономические проблемы на основе актуальной фактологии и релевантных теорий.
- Понимает основные социально-экономические проблемы современности. Знает основные направления футурологических дискуссий и возможные сценарии социально-экономического развития.
- Понимает основы социальной организации капитализма в XX веке. Знает и умеет применять ключевые концепции.
Содержание учебной дисциплины
- Подходы к изучению хозяйственного развития
- Доиндустриальный мир: пределы возможного
- Долгое средневековье и рождение капитализма
- Экономический рост: богатство народов и великая дивергенция
- Капитализм, рыночное общество, мир-экономика
- Длинные волны в экономике: технологии и институты
- Зрелое индустриальное общество и организованный капитализм
- Постиндустриальное общество
- Мировое хозяйство и глобализация
- Будущее капитализма: футурологические дискуссии
Элементы контроля
- ТЕСТТест размещен в информационно-образовательной среде LMS и выполняется в присутствие преподавателя. Тест состоит из 40-50 вопросов. Время на выполнение теста 50 мин. Примеры тестовых заданий доступны студентам заранее в LMS.
- Активность на семинарахУчастие в коллективном обсуждении вопросов, вынесенных на семинарские занятия: содержательные вопросы, высказывания и комментарии по изучаемой теме.
- ПосещаемостьПосещаемость лекций и семинаров фиксируется один раз в учебный день на момент начала занятия.
- Письменные домашние заданияВ рамках курса предусмотрено выполнение 5 письменных домашних заданий. Объем ответа 1-2 стр.
- Доклад по книгеСтуденты могут подготовить презентацию доклада в PP, но не выступать с ней в аудитории, а просто сдать преподавателю. В этом случае полученная оценка умножается на 0.5.
- ТЕСТТест размещен в информационно-образовательной среде LMS и выполняется в присутствие преподавателя. Тест состоит из 40-50 вопросов. Время на выполнение теста 50 мин. Примеры тестовых заданий доступны студентам заранее в LMS.
- Активность на семинарахУчастие в коллективном обсуждении вопросов, вынесенных на семинарские занятия: содержательные вопросы, высказывания и комментарии по изучаемой теме.
- ПосещаемостьПосещаемость лекций и семинаров фиксируется один раз в учебный день на момент начала занятия.
- Письменные домашние заданияВ рамках курса предусмотрено выполнение 5 письменных домашних заданий. Объем ответа 1-2 стр.
- Доклад по книгеСтуденты могут подготовить презентацию доклада в PP, но не выступать с ней в аудитории, а просто сдать преподавателю. В этом случае полученная оценка умножается на 0.5.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Письменные домашние задания + 0.1 * Посещаемость + 0.15 * Доклад по книге + 0.25 * ТЕСТ
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения : избр. тр., Кондратьев, Н. Д., 2002
- Введение в социологию труда и занятости : учеб. пособие, Попов, Ю. Н., 2005
- Великая трансформация : политические и экономические истоки нашего времени, Поланьи, К., 2002
- Динамика капитализма, Бродель, Ф., 1993
- Индивидуализированное общество, Бауман, З., 2005
- Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997
- Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
- Нематериальное. Знание, стоимость и капитал, Горц, А., 2010
- Новое индустриальное общество. Избранное, Гэлбрейт, Д. К., 2008
- Общество риска. На пути к другому модерну, Бек, У., 2000
- От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния : модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг.: учеб. пособие, Дидерикс, Г. А., 1998
- Собрание сочинений. Т.1: Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека, Зомбарт, В., 2005
- Социология социальных изменений, Штомпка, П., 1996
- Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Шумпетер, Й., 2007
- Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Англо - русский политический словарь : ок. 60 000 слов и словосочетаний, Гарнов, К. Д., 2005
- Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования, Белл, Д., 1999
- Западная экономическая социология : хрестоматия современной классики, , 2004
- История экономического быта Западной Европы. Т.1-2, Кулишер, И. М., 2004
- Новая постиндустриальная волна на Западе : антология, , 1999
- Понимание процесса экономических изменений, Норт, Д., 2010
- Социология : сб., Маркс, К., 2000