Бакалавриат
2021/2022
Искусство Возрождения
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
132
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по истории европейского искусства эпохи Возрождения (XIII–XVI вв.) в рамках современной научной парадигмы демонстрирует логику и основные этапы развития ренессансного искусства, освещает основные проблемы и достижения, творчество ведущих мастеров и ключевые памятники периода. Лекции знакомят студентов с современными научными представлениями об искусстве этого времени, с основными трудами по истории искусства эпохи Возрождения, со специфической терминологией, применяемой при изучении искусства этой эпохи, с видовой, жанровой, технико-технологической спецификой ренессансных памятников. В результате освоения дисциплины студенты получают целостное и структурированное представление об искусстве этого времени, осваивают большой объем исторических сведений и визуальной информации. На семинарских занятий тренируются навыки самостоятельного анализа отдельных памятников, работы с научной литературой, разбора и представления научных проблем.
Цель освоения дисциплины
- сформировать у студента представление о месте и роли искусства Возрождения в мировой истории
- дать представление об основных этапах развития искусства ведущих школ Италии и Северной Европы изучаемого периода
- выработать у студентов умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в искусстве ведущих школ Италии и Северной Европы в период Возрождения
- охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции
- познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа
- выработать у студентов умение определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
- освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения
- владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития
- владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
- знать логику развития ренессансного искусства, основные проблемы и достижения периода
- знать музейные собрания памятников искусства эпохи Возрождения
- знать основные памятники и ведущих мастеров искусства и архитектуры эпохи Возрождения
- знать основные термины, применяемые при изучении искусства эпохи Возрождения
- знать основные труды по истории искусства эпохи Возрождения
- знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов искусства эпохи Возрождения
- знать технико-технологические особенности основных памятников искусства периода
- уметь атрибутировать произведения искусства эпохи Возрождения
- уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Возрождения
- уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства эпохи Возрождения
- уметь представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением искусства Возрождения
Содержание учебной дисциплины
- Введение в изучение искусства Ренессанса.
- Искусство Италии 2-й пол. XIII –XIV. вв. Между готикой и проторенессансом.
- Искусство раннего Возрождения во Флоренции.
- Другие центры раннего Возрождения в Италии (Сиена, Урбино, Римини).
- Раннее Возрождение в Северной Италии (Падуя, Венеция, Феррара).
- Другие центры Раннего Возрождения в Италии: Милан, Неаполь, Рим.
- Высокое Возрождение в Риме.
- Высокое Возрождение во Флоренции.
- Высокое Возрождение в Венеции.
- Позднее Возрождение в Италии.
- Искусство Рима 1530-х гг. Позднее Возрождение в Эмилии-Романье.
- Позднее Возрождение во Флоренции. Флорентийский Маньеризм.
- Позднее Возрождение в Венеции и Венето.
- Тридентский собор и его последствия. итальянское искусство после Тридентского собора.
- Введение в изучение Северного Возрождения. Религиозные, социальные и культурные предпосылки его формирования.
- Рождение новой живописной системы: школа Брюгге и школа Турне.
- Искусство XV в. в немецких землях: новая живописная культура. Рождение гравюры. Скульптура.
- Французское искусство XV В.
- Искусство Северного Возрождения в Нидерландах в XVI в.
- Искусство Северного Возрождения в немецких землях.
- Искусство Возрождения во Франции.
- Другие очаги Ренессансного искусства в Европе. Европейское искусство 1-й половины XVI в. Наследие Ренессанса.
Элементы контроля
- Контрольная работапроводится в письменном виде в форме теста-угадайки с вопросами
- Домашнее заданиеДомашнее задание представляет собой биографическую презентацию (презентация PowerPoint или другие средства), посвященную одному из мастеров из списка, предложенного преподавателем. . Биографическая презентация создаётся с помощью релевантной научной литературы (как из списка, рекомендованного преподавателем, так им найденной самостоятельно), а также с помощью иллюстративного материала с онлайн-ресурсов. Рекомендуется в первую очередь обращаться к сайтам музеев.
- Семинарский докладПри подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменном виде в форме эссе. Темы эссе (10) предлагаются преподавателем заранее для самостоятельной предварительной подготовки. В день экзамена из них будет выбрано преподавателем 3. Из этих трех студент по своему усмотрению выбирает 1, которую доделывает и высылает преподавателю к моменту окончания экзамена. При подготовке эссе студенты могут и должны использовать материалы лекций, семинарских докладов, биографических презентаций, адекватную и актуальную научную литературу. Использование научно-популярных и популярных изданий не предусмотрено.
- Контрольная работапроводится в письменном виде в форме теста-угадайки с вопросами
- Домашнее заданиеДомашнее задание представляет собой биографическую презентацию (презентация PowerPoint или другие средства), посвященную одному из мастеров из списка, предложенного преподавателем. . Биографическая презентация создаётся с помощью релевантной научной литературы (как из списка, рекомендованного преподавателем, так им найденной самостоятельно), а также с помощью иллюстративного материала с онлайн-ресурсов.
- Семинарский докладПри подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменном виде в форме эссе. Темы эссе (10) предлагаются преподавателем заранее для самостоятельной предварительной подготовки. В день экзамена из них будет выбрано преподавателем 3. Из этих трех студент по своему усмотрению выбирает 1, которую доделывает и высылает преподавателю к моменту окончания экзамена. При подготовке эссе студенты могут и должны использовать материалы лекций, семинарских докладов, биографических презентаций, адекватную и актуальную научную литературу. Использование научно-популярных и популярных изданий не предусмотрено.
- Активность на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Экзамен + 0.15 * Семинарский доклад + 0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Активность на семинарах + 0.15 * Домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
- История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
- Итальянское возрождение, Яйленко, Е. В., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Возрождение. XV век: Кватроченто, Дзуффи, С., 2008
- Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
- История западной культуры : Античность, Средние века, Возрождение: учебное пособие, Мигранян, З. А., 2008