Бакалавриат
2021/2022
Неформальная экономика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
3
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Барсукова Светлана Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: • введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; • обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; • знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; • сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; • рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике;
- Введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики;
- Обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики;
- Сравнительный анализ сегментов неформальной экономики
- Рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России
Планируемые результаты обучения
- Знать основные теоретические позиции и эмпирические результаты в области изучения неформальной экономики
- Иметь навыки (приобрести опыт) рефлексии процессов, протекающих в неформальной сфере современной России, то есть уметь находить адекватную целям анализа исследовательскую перспективу и интерпретировать полученные результаты в сравнении с содержательными выводами, полученными при изучении неформальной экономики в мировой науке
- Уметь применять категориальный аппарат экономической социологии для анализа неформальной экономики в современном мире
Содержание учебной дисциплины
- Неформальная экономика: понятие, сегментация, традиции
- Причины развития неформальной экономики
- Неформальный сектор
- Формальные и неформальные институты: формы сосуществования
- Сетевое доверие: сущность, условия формирования, издержки обладания
- «Вторая» экономика СССР, сравнение с теневой экономики современной России
- Силовое предпринимательство в России
- Сетевая взаимопомощь домохозяйств: теория и практика реципрокности
- Домашняя экономика
- Институциональная коррупция
- Бизнес и власть: характер диалога. Теневые финансы в избирательных кампаниях
- Специфика теневой экономики малого и крупного бизнеса. Процесс легализации
Элементы контроля
- Работа на семинарских занятияхОценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале
- Домашняя работаДомашняя работа представляет собой короткий (2-3 стр.) текст, выполненный в рамках одной из предложенных тем. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в рамках подготовки письменных домашних заданий, которые сдаются в конце курса. Оценку за домашнюю работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае выявленного плагиата предоставление нового домашнего задания является обязательным. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Одом. работа.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменном виде *в аудитории* (оффлайн), продолжается 120 минут и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитывается владение категориальным аппаратом, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.
- Работа на семинарских занятияхОценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале
- Домашняя работаДомашняя работа представляет собой короткий (2-3 стр.) текст, выполненный в рамках одной из предложенных тем. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в рамках подготовки письменных домашних заданий, которые сдаются в конце курса. Оценку за домашнюю работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае выявленного плагиата предоставление нового домашнего задания является обязательным. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Одом. работа.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменном виде, продолжается 120 минут и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитывается владение категориальным аппаратом, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Домашняя работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого, Барсукова, С. Ю., 2015
Рекомендуемая дополнительная литература
- Барсукова, С., & Радаев, В. (2001). Принципы Распределения Труда Между Супругами В Современной Городской Семье. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692456
- Панеях, Э. (2001). Формальные Правила И Неформальные Институты Их Применения В Российской Экономической Практике. Экономическая Социология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692484
- Синявская, О. (2005). Неформальная Занятость В России: Измерение, Масштабы, Динамика. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692736
- Штейнберг, И. (2009). Процесс Институционализации Сетей Социальной Поддержки В Межсемейных И Дружеских Обменах. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692987