• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Библейские и мифологические сюжеты в искусстве

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Дядюнова Наталия Артуровна, Пожидаева Анна Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагается к чтению на втором курсе. Курс носит пропедевтический характер. Задача курса – познакомить студента с основами корректного иконографического и иконологического анализа, научить правильно, идентифицировать сюжет произведения и определять его источник, дать обзор основных тем изобразительного искусства Европы со времен античности до Нового времени.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получить первоначальное представление о круге мифологических сюжетов Древней Греции и Рима и Библии и их отображении в искусстве в разные периоды, а также с их текстовыми источниками
  • выработать умение узнавать наиболее популярные и часто повторяющиеся мифологические сюжеты,, как в искусстве Древнего мира, так и Нового времени
  • выработать умение узнавать основные евангельские и ветхозаветные сюжеты в искусстве Средних веков, Ренессанса, Нового и Новейшего времени
  • сформировать представление об основных иконографических типах изображений Христа, Богоматери, атрибутах святых
  • выработать умение пользоваться методами анализа смысла визуального образа на разных уровнях (по методу Э.Панофского), с применением на элементарном уровне аппарата и терминологии иконографического и иконологического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основной набор сюжетов в искусстве разных эпох
  • знать основные источники мифологических и библейских сюжетов (включая древнегреческий и древнеримский эпос, поэзию, библейские канонические и апокрифические тексты)
  • знать особенности интерпретации сюжетов в разное время и в разных регионах
  • освоить терминологический аппарат и основы иконографического и иконологического анализа
  • уметь грамотно искать аналоги конкретного сюжета в других эпохах и регионах и определять сходства и отличия в трактовках сюжета
  • уметь использовать полученную информацию для правильной атрибуции памятника
  • уметь правильно определять сюжет произведения и его связи с текстовым источником
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы иконографического и иконологического анализа
  • Библейские сюжеты в искусстве. Иконография Христа.
  • Библейские сюжеты в искусстве. Иконография Богоматери.
  • Библейские сюжеты в искусстве. Евангельский цикл от Благовещения до Вознесения. Апокалипсис в искусстве.
  • Мифологические сюжеты в искусстве. Герои греческих мифов и эпоса в мировом искусстве от Античности до ХХ в.
  • Мифологические сюжеты в искусстве. «Малые» божества и фантастические существа.
  • Мифологические сюжеты в искусстве. Герои и их история.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад-эссе
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • неблокирующий Тест-угадайка
    В ходе теста преподаватель показывает студентам 15 изображений. Студентам предлагается назвать: автора, название, дату и узнать библейский/мифологический сюжет.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Студент готовит таблицу сюжетов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме, дистанционно, с помощью платформы Скайп.
  • неблокирующий Доклад-эссе
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • неблокирующий Тест-угадайка
    В ходе теста преподаватель показывает студентам 15 изображений. Студентам предлагается назвать: автора, название, дату и узнать библейский/мифологический сюжет.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Студент готовит таблицу сюжетов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме, дистанционно, с помощью платформы Скайп.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Экзамен + 0.4 * Тест-угадайка + 0.2 * Доклад-эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003

Авторы

  • Пожидаева Анна Владимировна