Бакалавриат
2021/2022
Социология морали
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Быков Андрей Вячеславович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Основным лейтмотивом курса выступает проблематичный статус «социологии морали» как особой социологической суб-дисциплины, поскольку в XX веке данная проблематика в основном разрабатывалась (и продолжает разрабатываться) в смежных с социологией поведенческих и социальных науках, прежде всего в биологии, психологии, экономике, антропологии, нейронауке и др. В связи с этим, в рамках курса особое внимание уделяется трем аспектам. Во-первых, демонстрации того, что проблематика морали и морального занимала центральное место в ряде классических социологических концепций, однако с развитием социологии во второй половине прошлого столетия фактически приобрела статус маргинальной. Во-вторых, анализу основных теоретико-методологических подходов к изучению морали в ряде современных социальных и поведенческих наук, в значительной степени формирующих повестку дня в этой исследовательской области. Наконец, главной целью курса является поиск собственных исследовательских подходов для «новой» социологии морали, учитывающих, с одной стороны, как классические традиции, так и достижения смежных наук, а с другой – претендующих на оригинальный исследовательский фокус.
Отбор на курс производится по времени выбора курса.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Социология морали» является формирование у студентов представления об истории изучения проблематики морали в социологии, а также о современных теоретических и методологических подходах к изучению морали, разработанных в рамках различных дисциплин, изучающих поведение человека; кроме того, в задачи курса входит развитие способности студентов к анализу феномена морали в междисциплинарной перспективе, а также выявлению специфически социологического фокуса изучения моральных представлений и морального поведения
Планируемые результаты обучения
- Анализирует особенности и потенциал социологического подхода к изучению моральных феноменов в контексте междисциплинарной науки о морали.
- Владеет навыками навыками анализа и критики различных подходов к изучению морали в социальных и поведенческих науках.
- Знает основные концепции морали в классической социологической традиции.
- Знает основные методологические подходы к эмпирическому изучению моральных представлений, моральных эмоций и морального поведения.
- Знает основные модели объяснения и теоретические подходы к изучению морали в социальных и поведенческих науках. Умеет рассматривать научное изучение морали в междисциплинарной исследовательской перспективе.
- Знает основные социально-психологические подходы к изучению морального развития.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в социологию морали. Мораль в классической социологической традиции.
- Мораль и теория эволюции
- Моральное познание и моральные эмоции
- Моральное развитие: «природа» vs. «воспитание».
- Мораль и культура. Мораль и социальная структура.
- Моральная идентичность. Моральное поведение: личность vs. ситуация.
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятиях
- Эссе
- Экзамен (в дистанционной фоме)Экзамен проводится синхронно в дистанционной форме в виде теста с ограничением времени ответа на вопросы. Экзамен проводится на платформах MS Teams и OnlineTestPad (https://onlinetestpad.com/). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.4 * Эссе + 0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Экзамен (в дистанционной фоме)