Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Казакова Ольга Владимировна,
Козичаров Никола Люба Эстер,
Никогосян Мариам Николаевна,
Русинова Ольга Евгеньевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
На НИСе на 4 курсе студенты осваивают многообразные методы, используемые в истории искусства Нового времени от Возрождения до XX века. Студенты учатся понимать контекст создания теоретических работ и анализировать их в свете последних достижений науки. Обсуждаются традиционные и новые подходы к изучению памятников изобразительного искусства. Студенты также знакомятся с основными источниками по изучению искусства Нового времени, часть занятий посвящена обсуждению предварительно прочитанных фрагментов трудов теоретиков изобразительного искусства и архитектуры.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является овладение базовыми навыками научной деятельности: академического письма, чтения и анализа научной литературы и презентации результатов исследования.
- ознакомление студентов с научными теориями и методами анализа изобразительного искусства XVI–XVIII вв.
- уметь анализировать письменные источники по искусству теоретического и документального характера, как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации
- выработка у студентов понимания специфики современного терминологического и научного аппарата по отношению к искусству XVII-XVIII вв.
- ознакомиться с научными теориями и методами анализа изобразительного искусства XX-XXI в.
- критически оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств
- ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории западноевропейского искусства XVII – XVIII вв.
- выработать представление о научных теориях, в том числе, социальной истории искусства XХ–нач. ХХI в.
- применять изученные методы в своей собственной практике анализа явлений и памятников искусства
Планируемые результаты обучения
- знать содержание и основные идеи трудов теоретиков социальной истории изобразительного искусства и терминологию описания произведений изобразительного искусства ХХ и XXI в. в контексте их социальной истории
Содержание учебной дисциплины
- Ч.1. Раздел 1. Тема 1. Специфика научного исследования и научного текста. Методы и базовые принципы искусствознания, истории архитектуры
- Ч.2. Раздел 2. Тексты художников, тексты о художниках. Новое время. Тема 2. Манера и маньеризм. Дж. Вазари.
- Ч.3. Модернизм и авангард. Часть 2.
- Ч.1. Раздел 1. Тема 2. Базовые принципы восприятия архитектуры и тексты о ней
- Ч.2. Раздел 2. Тексты художников, тексты о художниках. Новое время. Тема 3. Манера и маньеризм. Последователи Вазари.
- Ч.3. Основные теоретические труды об архитектуре в ХХ веке.
- Ч.1. Раздел 1. Тема 3. Алгоритмы сбора информации
- Ч.2. Раздел 1. Знаточество как метод. Тема 1. Введение в предмет. Краткий обзор истории развития знаточества до начала XX века.Рекомендуемая литература к семинарам: 1. Беренсон Б. Основы художественного распознавания / Б.Беренсон // София. - 1914. № 1. Berenson B. Rudiments of Connoisseurship / B. Berenson // The Study and Criticism of Italian Art. Second Series. London, Georges Bell and Sons, 1902. P.111- 148. https://archive.org/details/studycriticismof00bere 2. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения / Бернард Бернсон. М.: Искусство, 1965. - 436 с. 3. Berenson B. Wishful Attributions // B. Berenson. Essays in Appreciation. London, Chapman & Hall, 1958. - 170 pp. 4. Вёльфлин Г. Истолкование искусства / Г. Вёльфлин ; пер. и предисл. Б. Виппера. М.: Дельфин , 1922 - 37 с. 5. Виппер Б.Р. Искусство без качества // Среди коллекционеров. Январь-февраль, 1923. С.7-14. 6. Виппер Б.Р. К проблеме атрибуции. / Б.Р.Виппер // Статьи об искусстве. М., Искусство, 1970. С. 539-561. 7. Гращенков В.Н. Макс Фридлендер – знаток, историк искусства, писатель / В.Н. Гращенков // Музей. Художественные собрания СССР. Вып. 6. М., 1986. С. 29-32. 8. Лазарев В.Н. О знаточестве и методике атрибуции / В.Н. Лазарев // Искусствознание, 1/98. М., 1998. С. 311-316. 9. Левинсон-Лессинг В.Ф. Вильгельм фон Боде и его книга о голландской живописи XVII века / В.Ф. Левинсон-Лессинг // Музей. Художественные собрания СССР. Вып. 9. М., 1988. С. 252-257. 10. Линник И. В. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин / И. Линник. - Л.: Искусство : Ленингр. отд-ние, 1980 - 247 с. 11. Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди / Роберто Лонги. М.: Радуга, 1984. - 351 с. 12. Немилова И.С. Загадки старых картин / И.С. Немилова. М.: Изобразительное искусство, 1989. - 352 с. 13. Сидоров А.А. Записки собирателя. Книга о рисунках старых и новых/ А.А.Сидоров, чл.-кор. АН СССР. Л.: Художник РСФСР, 1969 - 239с. 14. Friedländer M.J. Der Kunstkenner. Berlin : B. Cassirer, 1919. Русский перевод: Фридлендер М. Знаток искусства / Макс Фридлендер/ с предисловием Б. Виппера. М.: Дельфин, 1923. - 45с.; Фридлендер М. Знаток искусства // Музей. Художественные собрания СССР. Вып. 6. М., 1986. С.32-36. 15. Friedländer M.J. Echt und Unecht. Aus der Erfahrungen des Kunstkenners. Berlin, Cassirer, 1929. (Русский перевод: Фридлендер М. Подлинник и подделка / Макс Фридлендер. Берлин: Петрополис, 1929. - 110 с.; Фридлендер, Макс. Главы из книги "Подлинник и подделки". О состоянии экспертизы. О подделках // Пинакотека, 6-7, 1998, С.172-173. 16. Friedländer M.J. On Art and Connoisseurship. / transl. T. Borenius. Oxford, UK: Cassirer, 1942 https://ia801407.us.archive.org/3/items/onartandconnoiss009325mbp/onartandconnoiss009325mbp.pdf. Русский перевод Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве / Макс Фридлендер; Пер. с нем. М.Ю. Кореневой. СПб. : Наследников , 2001 - 205 с. 17. Friedländer M.J. Von Eyck bis Bruegel. Berlin: Julius Bard, 1921. (Friedlander M. J. Early Netherlandish Painting: From Eyck to Breugel. London: Phaidon, 1956). (Фридлендер М. От ван Эйка до Брейгеля. Этюды по истории нидерландской живописи…Главы из книги. Пер. Е.Ю. Суржаниновой и К.А. Светлякова. Послесловие К.А. Светлякова // Искусствознание. 2002. 1/02. С. 520-577). 18. Friedlander M.J. Reminiscences and Reflections. London: Evelyn, Adams & MacKay Ltd, 1969 - 109 p. 19. Friedländer, Max J. On Forgeries // The Burlington Magazine for Connoisseurs, Vol. 78, No. 459 (Jun., 1941), pp. 192-193+195-197 Ltd.Stable URL: http://www.jstor.org/stable/868094 20. Friedländer, Max J. Artistic Quality: Original and Copy // The Burlington Magazine for Connoisseurs The Burlington Magazine for Connoisseurs,Vol. 78, No. 458 (May, 1941), pp. 143-145+147-148+151 Ltd.Stable URL: http://www.jstor.org/stable/868110 21. Expert Versus the Object: Judging Fakes and False Attributions in the Visual Arts / edited by Ronald D. Spencer; [foreword by Eugene Victor Thaw].Oxford [England] ; New York : Oxford University Press, 2004.- 241 p. http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10103609 22. Mazzarelli C. La Copia: connoisseurship, storia del gusto e della conservazione / C. Mazzarelli. – San Casciano: Libro Co.Italia, 2010. – 403 с. (ВШЭ 7 M44) 23. Morelli G. Italian painters : critical studies of their works : the Borghese and Doria-Pamfili galleries in Rome : with illustrations / by Giovanni Morelli (Ivan Lermolieff) ; translated from the German by Constance Joselyn Ffoulkes ; with an introduction by the Right Hon. Sir A.H. Layard. 2 impression. : John Murray, 1900 -358p. http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004463000/rsl01004463374/rsl01004463374.pdf 24. Morelli G. Italian Painters: The galleries of Munich and Dresden. London : J. Murray, 1893 – 440p. 25. Rosenberg J. On Quality in Art. Criteria of Excellence, Past and Present. Princeton : Princeton University Press, 1967 - 64 p. 26. Scallen C. Rembrandt : Reputation and the Practice of Connoisseurship. Amsterdam University Press, 2003 - 416 p. - http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10077305 27. Tummers, A., Jonckheere, K. Art Market and Connoisseurship : A Closer Look at Paintings by Rembrandt, Rubens and Their Contemporaries. Amsterdam University Press, 2009 - 192 p. http://site.ebrary.com/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10281433 Электронный ресурс https://dictionaryofarthistorians.org/index.htm
- Ч.1. раздел 1. Тема 4. Виды текстов об архитектуре
- Ч.2. Раздел 2. Тексты художников, тексты о художниках. Новое время. Тема 4. Манера и маньеризм. Тексты вокруг Тридентского собора.
- Ч.3. Возможности и границы применимости теоретических методов в исследованиях
- Ч.1. раздел 1. Тема 5. Исследовательский вопрос
- Ч.2. Раздел 2. Тексты художников, тексты о художниках. Новое время. Тема 5. Барокко и классицизм. Инструментарий анализа барочного искусства.
- Ч.1. Раздел 1. Тема 6. План исследования и структура текста
- Ч.2. Раздел 2. Тексты художников, тексты о художниках. Новое время. Тема 6. Барокко и классицизм. Спор «древних» и «новых».
- Ч.1. Раздел 1. Тема 7. Художественная критика.
- Ч.2. Раздел 2. Тексты художников, тексты о художниках. Новое время. Тема 7. Просвещение. Критерии анализа искусства в эпоху Просвещения.
- Ч.1. Раздел 1. Тема 8. Анализ эссе
- Ч.2. Раздел 2. Тексты художников, тексты о художниках. Новое время. Тема 8. Просвещение. Английское Просвещение и тексты вокруг художника.
- Ч.1. Раздел 2. Тема 1. Чем занимается история искусства и что в ней меня привлекает?
- Ч.2. Раздел 2. Тексты художников, тексты о художниках. Новое время. Тема 9. Просвещение. Французское Просвещение и анализ искусства.
- Ч.1. Раздел 2. Тема 2. История искусства: методы и смежные дисциплины.
- Ч.2. Раздел 2. Тексты художников, тексты о художниках. Новое время. Тема 10. Просвещение. Иоганн Иоахим Винкельман и его оппоненты.
- Ч.1. Раздел 2. Тема 3. Критическое чтение научного текста. Вопросы терминологии.
- Ч.1. Раздел 2. Тема 4. Критическое чтение научного текста: практика.
- Ч.1. Раздел 2. Тема 5. Быстрое и медленное зрение. От образного восприятия к анализу и синтезу. «Вопросы зрителя и вопросы специалиста»
Элементы контроля
- Домашнее заданиеразвернутое письменное сообщение на заранее определенную преподавателем тему (1 800 – 3 600 знаков).
- Контрольная работаустное выступление по предложенной теме в индивидуальном или групповом докладе на 10–15 мин. на семинаре.
- Эссеразвернутое письменное сообщение на заранее определенную преподавателем тему (3 000 – 3 600 знаков).
- ЭкзаменПисьменная работа (эссе, объем 3 000 – 3600 знаков), нацеленная на разработку навыков критического чтения искусствоведческой литературы. В качестве темы для экзаменационного эссе предлагается написать развернутую рецензию на монографию.
- Контрольная работаКонтрольная работа представляет собой устный доклад по заранее предложенному тексту (фрагмент из источника или монографии, отдельная статья). Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара.
- ЭссеЭссе представляют собой анализ современной русской и зарубежной историографии по любой теме, связанной с искусством XVI–XVIII вв. и тематикой семинаров, а также курсовых работ.
- Домашнее заданиеДомашнее задание представляет собой мини-исследование по заданной на занятии теме.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в устной форме
- Домашнее заданиеразвернутое письменное сообщение на заранее определенную преподавателем тему (1 800 – 3 600 знаков).
- Контрольная работаустное выступление по предложенной теме в индивидуальном или групповом докладе на 10–15 мин. на семинаре.
- Эссеразвернутое письменное сообщение на заранее определенную преподавателем тему (3 000 – 3 600 знаков).
- ЭкзаменПисьменная работа (эссе, объем 3 000 – 3600 знаков), нацеленная на разработку навыков критического чтения искусствоведческой литературы. В качестве темы для экзаменационного эссе предлагается написать развернутую рецензию на монографию.
- Контрольная работаКонтрольная работа представляет собой устный доклад по заранее предложенному тексту (фрагмент из источника или монографии, отдельная статья). Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара.
- ЭссеЭссе представляют собой анализ современной русской и зарубежной историографии по любой теме, связанной с искусством XVI–XVIII вв. и тематикой семинаров, а также курсовых работ.
- Домашнее заданиеДомашнее задание представляет собой мини-исследование по заданной на занятии теме.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в устной форме
- Выступления на семинарах, доклады, написание эссе
- Экзаменационная оценка за НИС 4 курса представляет среднее арифметическое оценок за 4 раздела.
Промежуточная аттестация
- 2018/2019 учебный год 3 модуль0,7* (0,3 дз + 0,3 кр + 0,4 экзамен) + 0,3эссе
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Эссе + 0.4 * Экзамен
- 2021/2022 учебный год 3 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Art market and connoisseurship: a closer look at paintings by Rembrandt, Rubens and their contemporaries. (2008). Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.cbf0cdb6.dc95.42d6.b4cb.12a2c245631c
- Contemporary academic writing. A comprehensive course for students in higher education : Course book, Sowton, C., 2016
- Daichendt, G. J. (2011). Artist Scholar : Reflections on Writing and Research. Bristol: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1135688
- Scallen, C. B., & Rembrandt Harmenszoon van Rijn. (2004). Rembrandt, Reputation, and the Practice of Connoisseurship. Amsterdam University Press.
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Art in theory, 1648 - 1815 : an anthology of changing ideas, , 2015
- Art in theory, 1815 - 1900 : an anthology of changing ideas, , 2017
- Art in theory, 1900 - 2000 : an anthology of changing ideas, , 2003