Бакалавриат
2021/2022
Прикладной анализ медиа
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Казун Анастасия Дмитриевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Прикладной анализ медиа» являются овладение слушателями современными теоретическими и эмпирическими подходами к исследованию СМИ, а также приобретение компетенций, которые позволят им квалифицированно проводить исследования в данной области.
Цель освоения дисциплины
- Знать основные теоретические направления исследований массовых коммуникаций
- Знать количественные и качественные методы изучения массовых коммуникаций
- Знать подходы к формированию выборки в исследования СМИ
- Знать возможности и ограничения различных ресурсов, агрегирующих информацию СМИ, как источника данных для исследования
Планируемые результаты обучения
- Анализировать статистики поисковых запросов в интернете
- Выбирать методы решения поставленных исследовательских задач
- Использовать различные ресурсы, агрегирующие сообщения СМИ, в т.ч. ресурсы Интегрум, Медиалогия, Factiva
- Производить отбор и систематизацию литературы при написании исследовательских работ
- Формулировать исследовательские вопросы и ставить задачи при проведении исследований СМИ
Содержание учебной дисциплины
- Эволюция подходов к исследованию массовых коммуникаций
- СМИ и конструирование представлений о важности вопросов
- Фрейминг в исследованиях СМИ
- Социальные проблемы в СМИ
- СМИ в политической сфере общественной жизни
- Экономические дискуссии в СМИ
- Количественные и качественные методы исследования СМИ
- Возможности использования в исследованиях баз «Интегрум», «Медиалогия», «Factiva»
- Возможности анализа статистик поисковых запросов в Интернете
- Объединение результатов анализа дискуссии в СМИ с другими открытыми данными
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхПредставляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, участие в групповой работе, а также выполнение небольших заданий в течение всего курса. Отработка пропущенных по любой причине семинарских занятий не предусматривается.
- Домашние заданияВыполняются в группах по 2-4 студента во внеаудиторное время и представляют собой практическое исследование в области медиа, основанное на материалах курса. В ходе курса студенты выполняют три письменных задания: постановка проблемы исследования и краткий обзор литературы, разработка и обоснование методологии исследования, эмпирический анализ дискуссии в СМИ. Рекомендованный объем каждой из работ составляет 1-2 тыс. слов. Работы сдаются преподавателю не позднее установленного срока, после которого работы не принимаются и за них выставляется оценка 0 баллов. Все практические работы проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за задание выставляется оценка 0 баллов.
- Экзаменационная работаВыполняется в конце 2 модуля в присутствии преподавателя. Вопросы для экзаменационной работы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. При написании экзаменационной работы студентам запрещается иметь при себе любые материалы, а также аудио- и видеовоспроизводящую технику. Нарушение этого требования влечет за собой удаление из аудитории и выставление за экзаменационную работу оценки 0 баллов. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер.
- Активность на семинарских занятияхПредставляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, участие в групповой работе, а также выполнение небольших заданий в течение всего курса. Отработка пропущенных по любой причине семинарских занятий не предусматривается.
- Домашние заданияВыполняются в группах по 2-4 студента во внеаудиторное время и представляют собой практическое исследование в области медиа, основанное на материалах курса. В ходе курса студенты выполняют три письменных задания: постановка проблемы исследования и краткий обзор литературы, разработка и обоснование методологии исследования, эмпирический анализ дискуссии в СМИ. Рекомендованный объем каждой из работ составляет 1-2 тыс. слов. Работы сдаются преподавателю не позднее установленного срока, после которого работы не принимаются и за них выставляется оценка 0 баллов. Все практические работы проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за задание выставляется оценка 0 баллов.
- Экзаменационная работаВыполняется в конце 2 модуля в присутствии преподавателя. Вопросы для экзаменационной работы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. При написании экзаменационной работы студентам запрещается иметь при себе любые материалы, а также аудио- и видеовоспроизводящую технику. Нарушение этого требования влечет за собой удаление из аудитории и выставление за экзаменационную работу оценки 0 баллов. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.6 * Домашние задания + 0.4 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Blondheim, M., Segev, E., & Cabrera, M.-Á. (2015). The Prominence of Weak Economies: Factors and Trends in Global News Coverage of Economic Crisis, 2009–2012. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D19CAA64
- Robert M. Entman. (1993). Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28A41BC
Рекомендуемая дополнительная литература
- Guo, L., & Vargo, C. (2015). The Power of Message Networks: A Big-Data Analysis of the Network Agenda Setting Model and Issue Ownership. Mass Communication & Society, 18(5), 557–576. https://doi.org/10.1080/15205436.2015.1045300
- McCombs, M., Shaw, D., & Weaver, D. (2014). New Directions in Agenda-Setting Theory and Research. Mass Communication & Society, 17(6), 781–802. https://doi.org/10.1080/15205436.2014.964871
- Stubager, R. (2018). What is Issue Ownership and How Should We Measure It? Political Behavior, 40(2), 345–370. https://doi.org/10.1007/s11109-017-9403-y
- Walgrave, S., Lefevere, J., & Tresch, A. (2012). The Associative Dimension of Issue Ownership. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFCB2367
- Ясавеев, И. (2016). Риторика Контролируемого Бедствия: Специфика Конструирования Фскн Проблемы Потребления Наркотиков. Journal of Social Policy Studies, 14(1), 7–22. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=116704955