• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Запад и Восток глазами русских людей XIII-XVII вв

Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Положение Руси-России на перекрестке международных путей предопределило появление корпуса текстов, связанных с пребыванием русских людей за границей - на Востоке и на Западе. Живые личные впечатления от увиденного, опыт общения с "иным" делают эти тексты интереснейшим памятником русской ментальности эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Дисциплина предлагает студентам освоить основные категории русской средневековой культуры XIII–XVII вв. и основные направления кросс-культурного взаимодействия данной эпохи, а также получить навыки видеть в предложенных текстах / произведениях инокультурный фон и инокультурные параллели.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами знания об основных этапах истории древнерусской культуры в сопоставлении с периодизацией западноевропейской и византийской культурных традиций
  • Формирование у студентов умений и практических навыков комментирующего чтения созданных на Руси письменных текстов
  • Развитие у студентов критического мышления и способности рефлексировать над различными научными методами, подходами и понятийным аппаратом разных сфер гуманитарного знания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует памятники древнерусской культуры разных жанров в сопоставлении с прототекстами различного типа (библейскими, литургическими, гимнографическими, фольклорными и т. д.)
  • Владеет навыками работы со средневековым русским текстом источника, содержащим иностранную лексику
  • Владеет основными приемами историко-лингвистического анализа средневековых текстов, приемами выявления образцовых текстов данной традиции, сопоставления памятников древней русской книжности с инокультурными источниками
  • Знает основные черты и специфику кросс - культурных контактов между Русью и инокультурными традициями в Средние века и раннее Новое время
  • Навык по комплексному анализу текстов, содержащих элементы деловой письменности и беллетристики
  • Выделяет и характеризует oсновные черты и специфику кросс - культурных контактов между Русью и инокультурными традициями в Средние века и раннее Новое время
  • Определяет особые языковые и жанровые черты "Хождения за 3 моря Афанасия Никитина" по сравнению с другими древнерусскими хождениями. Характеризует исторические реалии и контекст.
  • Описывает и характеризует русские дипломатические связи с европейскими государствами в XVI-XVII вв. Описывает жанровые, языковые и содержательные особенности статейных спискл русских послов. Оценивает статейные списки русских послов как исторический и филологический источник. Анализирует (комплексный филологический анализ) статейный список Г.И. Микулина. 1600-1601 гг.
  • Называет источники европейских новостей в России XVII в. Анализирует язык русских переводов. Оценивает отражение европейских событий в русских текстах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Латинский Запад глазами русских (Ферраро-Флорентийский собор. 1438-1445 гг.)
  • «Русский Дракула» (Федор Курицын. Сказание о Дракуле воеводе. XVI в)
  • Европейские «братья» и «сестры» в переписке Ивана Грозного
  • Допетровская Русь как цельное явление. Русь и православный Восток
  • Афанасий Никитин в Индии. XV век
  • Комплекс текстов, описывающих Китайское государство и его природу, социальную структуру, быт и нравы китайцев, созданный в русском дипломатическом ведомстве - Посольском приказе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект/эссе
    Чтобы получить повышенный балл за проект/эссе (9/10) студент_ка должен/на продемонстрировать широкое знание научной литературы по теме; должен/на уметь привлекать к исследованию тексты источников, которые не были рассмотрены в рамках курса; должен/на предложить неординарное решение поставленной научной задачи. Повышенный балл ставится за работы, в которых отсутствуют фактические ошибки и опечатки.
  • неблокирующий Работа на семинарски занятиях
    Чтобы получить повышенный балл (9-10) за этот элемент контроля, студент_ка должен/на продемонстрировать начитанность и хорошую домашнюю подготовку к обсуждению; должен/на свободно ориентироваться в тексте источника; должен/на уметь прокомментировать языковую сторону текста.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.5 * Проект/эссе + 0.5 * Работа на семинарски занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История древнерусской литературы : учебник для вузов, Кусков, В. В., 2002
  • История русского литературного языка (XI-XVII вв.), Успенский, Б. А., 2002
  • Разыскания в области истории и предыстории русской культуры, Живов, В. М., 2002

Авторы

  • Преображенская Анастасия Александровна
  • Лаврентьев Александр Владимирович