• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Социология религии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на студентов третьего курса направления подготовки «Социология». Курс имеет целью познакомить студентов с классическими работами в сфере социологии религии, современными работами в этой области, предполагает активное участие слушателей в изучении первоисточников, в подготовке аналитических материалов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами эмпирических исследований, с современными социальными
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает концепции Конта, Маркса, Зиммеля, объясняющие природу и функции религиозных институтов в обществе. Умеет различать объяснения природы религии, данные в рамках концепции отчуждения и концепции солидарности.
  • Знает основные виды религиозных организаций и их признаки. Умеет объяснять социальные основания их существования, основные функции, выполняемые в обществе. Обладает навыками отбирать и подвергать первичному анализу данные о социальных процессах, происходящих в современных религиозных организациях разного типа.
  • Знает основные концепции будущего религии, умеет научно объяснять основные тенденции, наблюдаемые сегодня в развитии религиозных институтов.
  • Знает основные критерии отличия религии от магии и науки. Умеет объяснять и интерпретировать причины взаимных переходов магических и религиозных социальных практик, их социальные функции. Умеет объяснять специфику основных религиозных учений с позиций отражения в них интересов определенных социальных групп.
  • Знает основные предпосылки возникновения социологического подхода к исследованию религиозных феноменов. Умеет различать социологические и не социологические интерпретации религиозных явлений.
  • Знает основные принципы функционалистского подхода к изучению религиозных феноменов. Знает основные преимущества и недостатки различных определений религии. Умеет анализировать религиозные и магические феномены с позиций функционалистского подхода.
  • Знает основные функции религиозных институтов, выполняемые в обществах различных типов. Умеет выделять их явные и латентные функции, владеет навыком критического анализа информационных источников, содержащие информацию о подобных функциях.
  • Знает подходы к анализу экономических явлений с позиций религиозных категорий фетишизма, мистицизма, отчуждения. Умеет объяснять явления фетишизма и отчуждения в областях, не связанных напрямую с религиозной жизнью.
  • Знает специфику социологического подхода к исследованию религиозных феноменов. Умеет отличать социологическое объяснение религии от иных теоретических подходов к исследованию данных явлений. Понимает место социологии религии в системе социологического знания вообще
  • Знает специфические особенности хозяйственной этики мировых религий. Умеет интерпретировать хозяйственное поведение индивидов с позиций принадлежности их к различным религиозно-хозяйственным этосам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Идейные предпосылки возникновения социологии религии. Философия религии как первая форма рационального исследования религиозных феноменов
  • Тема 2. Формирование основ социологии религии в трудах основоположников и классиков социологии.
  • Тема 3. Предмет и метод социологии религии
  • Тема 4. Религия как фактор социальной интеграции: Э. Дюркгейм. Функционалистский подход.
  • Тема 5. Разнообразие религиозных форм и социальное разнообразие общества. Религия и социальная стратификация.
  • Лекция 6. Хозяйственная этика мировых религий.
  • Лекция 7. Социальные формы организации религии.
  • Лекция 8. Религия и социальная система.
  • Лекция 9. Религиозные феномены за пределами религиозной сферы.
  • Лекция 10. Религия в современном мире. Будущее религии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен + 0.4 * Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., 1995
  • Социология религии : учеб. пособие для вузов, Гараджа, В. И., 2005
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
  • Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2013
  • Очерки из истории классической философии, Сорвин, К. В., 2001
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000

Авторы

  • Сорвин Кирилл Валентинович