• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Коллективное творчество во Франции XIX-XX вв.: история художественных групп

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Коллективное творчество во Франции XIX-XX вв.: история художественных групп. Курс посвящен теоретическому осмыслению феномена «коллективного творчества», а также изучению деятельности художественных групп во Франции XIX-XX веков. В центре внимания – коллективные произведения, совместные сборники, периодические издания, созданные разными литературными движениями во Франции (романтики, «декадентские» художественные группировки, символисты, сюрреалисты, леттристы, ситуационисты, движение «негритюд» и пр.). Задачами курса являются знакомство слушателей с основными вехами развития коллективного творчества во Франции, эволюцией движений и групп, а также введение в изучение «коллективного» и анализ новейших методологических подходов в данной области (теории С. Фиша, Э. Глинера, М. Фаррелла и др.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - формирование у студентов навыков ориентации в современных исследованиях литературы в социологическом и социокритическом контексте, анализа литературных произведений с использованием современных междисциплинарных подходов;
  • - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами изучаемого периода в контексте коллективного творчества, а также с основными подходами в анализе коллективных взаимодействий;
  • - развитие у студентов навыков анализа научных текстов при помощи разнообразного инструментария, применяемого гибко и корректно;
  • - подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.- подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение навыками анализа теорий коллективных взаимодействий 20 века;
  • Владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы.
  • Владение навыками применения изученной теории при анализе конкретных примеров коллективных взаимодействий в истории литературы;
  • Знание основных направлений исследований коллективного творчества (социологического, социокритического, философского, коммуникативного, перформативного);
  • Знание основных тенденций в изучении коллективных взаимодействий в литературе;
  • Знание основных этапов развития коллективных взаимодействий в литературе Франции XIX-XXвв.;
  • Умение выбирать методологию междисциплинарного исследования при изучении коллективных взаимодействий;
  • Умение ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по курсу;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные подходы к изучению коллективных взаимодействий. Теории коллективных взаимодействий в социологии, философии, литературоведении, социокритике.
  • Тема 2. Коллективные взаимодействия во Франции в первой половине XIX в. Романтические сенакли.
  • Тема 3. Коллективные взаимодействия во Франции во второй половине XIX в. Декаданс и феномен «группизма».
  • Тема 4. Коллективные взаимодействия во Франции в первой половине XX в. Эпоха преодоления символизма. Диктатура бессознательного (сюрреализм).
  • Тема 5. Коллективные взаимодействия во Франции во второй половине XX в. Эпоха преодоления авангарда. Диктатура политического (ситуационизм).
  • Тема 6. Коллективные взаимодействия во Франции в XXI в. Опыт преодоления индивидуализма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
    Оценка за аудиторную работу составляет 30% от итоговой оценки за курс
  • неблокирующий проектная работа в группе
    Оценка за проектную работу составляет 30% от итоговой оценки за курс
  • неблокирующий устный ответ
    Оценка за экзамен составляет 40% от итоговой оценки за курс. Экзамен состоит из 2 частей: мини-доклада по высланной заранее научной статье и беседе по пройденному материалу. Вопросы не рассылаются студентам заранее.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * проектная работа в группе + 0.3 * домашние задания + 0.4 * устный ответ
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Богема. Опыт сообщества (Наброски к философии асоциальности), Аронсон, О., 2002
  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон, Б., 2001
  • Коллективная чувственность : теории и практики левого авангарда, Чубаров, И. М., 2014
  • Крылов, В. Н. Русская литературная критика конца XIX — начала XX века: стратегии творческого поведения, социология литературы, жанры, поэтика : учеб. пособие : учебное пособие / В. Н. Крылов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 276 с. — ISBN 978-5-9765-1976-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146938 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Социальное пространство: поля и практики, Бурдье, П., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McKenzie, D. F. (1999). Bibliography and the Sociology of Texts. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=55491

Презентации

Авторы

  • Балакирева Маргарита Евгеньевна