Бакалавриат
2021/2022
Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
8
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Григорян Ара Шагенович,
Кнатько Дмитрий Михайлович,
Крупенич Елизавета Алексеевна,
Левин Владислав Русланович,
Саидов Зокиржон Баходурович,
Щетинин Иван Игоревич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.
Цель освоения дисциплины
- Получение комплекса знаний о содержании стратегического управления, методах формирования стратегии, содержании стратегий и их реализации
- Формирование навыков проведения анализа внешней и внутренней сред компании и определению стратегических альтернатив
- Освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений в условиях развивающейся глобальной цифровой экономики, а также с учетом влияния вопросов устойчивого развития на цели и стратегии бизнеса.
Планируемые результаты обучения
- Студенты смогут узнать о компонентах внешней среды и подходах к ее анализу, и о том каким образом используются ключевые факторы успеха при разработке стратегии, а также должны уметь строить матрицу - PESTEL-анализа, анализировать воздействие конкурентных сил с помощью модели 5 сил (а также 6 сил), а также строить карты стратегических групп конкурентов.
- Студенты смогут узнать о причинах появления стратегического управления, предметном поле стратегического управления, каким образом динамика внешней среды влияла на эволюцию систем управления компанией, основные подходы к определению понятия стратегия, основные этапы развития теории стратегического управления, элементы стратегического процесса, уровни стратегических решений.
- Студенты узнают о базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес стратегий, а также умеют использовать матрицу Ансоффа для принятия управленческих решений.
- Студенты узнают о видах и ценности ресурсов и компетенций, и о том, как их развивать, о построении цепочки ценности, а также будут уметь проводить VRIS анализ ресурсов компании, а также использовать цепочку ценности для принятия решений.
- Студенты узнают о подходах классиков стратегического управления М.Портера и С.К. Прахалада о вопросах разделяемой ценности и устойчивого развития, примеры трансформационного влияния вопросов ЭЗЦ на корпоративную и бизнес-стратегию, а также возможности построения стратегий с использованием модели ценности заинтересованных сторон С.Харта
- Студенты узнают о характеристиках корпоративной стратегии фирмы, предпосылках и особенностях осуществления стратегий интеграции и диверсификации, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, подходами к анализу и управлению бизнес портфелем корпораций.
- Студенты узнают о: типах заинтересованных сторон и факторах, определяющих их влияние, целях формирования миссии, и понятии "стратегические намерения" и их роли в разработке стратегии, задачах управления по целям, областях выдвижения целей. Кроме того, студенты научатся строить карту заинтересованных сторон, формулировать цели и KPI организации.
- Студенты узнают об основных элементах реализации стратегии влияющих на достижение успеха, возможности изменения систем компании, корпоративные системы и культура оказывают влияние на внедрение стратегии и как изменяется стратегия и фирма.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в стратегическое управление
- Стратегическое целеполагание
- Стратегический анализ: внешняя среда современных организаций
- Стратегический анализ: внутренняя среда фирмы
- Стратегии бизнес-уровня
- Стратегии корпоративного уровня
- Преобразование организации для реализации стратегии
- Построение устойчивых цепочек ценности и стратегии устойчивого развития
Элементы контроля
- Экзамен
- Контрольные работыВсего 5 тестов. Тесты проводятся как по теоретическому материалу, так и по изученным академическим публикациям. Время проведения тестирования – 1-2 модуль
- Групповая работаДомашнее задание "Групповые кейсы" – в течение 1-2 модуля каждая группа в командах из 5-6 человек выполняют групповые задания – ситуация или практический пример из бизнеса, где рассматривается конкретная проблемная ситуация, требующая анализа и принятия решения. Выполнение задания осуществляется в групповом режиме и оценивается по критериям полноты и аргументированности разработанных вариантов решения ситуации. Каждая группа формируется готовит в формате презентации свой вариант решения. На семинарах выбранные группы представляют презентацию по решению проекта для общего обсуждения решения. Максимальная оценка за 1 кейс – 0.05 балла, всего заданий- 5. Общая максимальная оценка за данный вид элемента контроля: 0.25 балла. Итоговая оценка округляется до сотой доли (например, оценка 0.126 до 0.13; оценка в 0.092 до 0.09 и т.д.).
- Финальная презентация группового проектаФинальная презентация группового проекта выполняется командой студентов (по 5-6 человек), в которых выполнялись групповые задания в течение всего модуля. Финальная презентация проекта опирается на все выполненные ранее разделы группового проекта, включая анализ бизнес ситуации / практического примера из бизнеса, разработка стратегии и управленческого решения, презентация итогового решения. В сессию группы представляют свой вариант решения в формате презентации).
- Индивидуальное заданиеИндивидуальное задание с использованием материалов по курсу и вводных группового проекта. Условия индивидуальной компоненты публикуются в группе MsTeams по дисциплине не позже чем за 20 дней до сессии.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.1 * Контрольные работы + 0.25 * Групповая работа + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Индивидуальное задание + 0.15 * Финальная презентация группового проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- (HBR) Коллектив авторов - Стратегия - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961442625 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8833
- ALSTYNE, M. W. V., PARKER, G. G., & CHOUDARY, S. P. (2016). Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy. Harvard Business Review, 94(4), 54–62. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=113934414
- Brandenburger, A. (2019). Are Your Company’s Strengths Really Weaknesses? Harvard Business Review Digital Articles, 2–8.
- Campbell, A. (2015). The Basic Principles of Strategy Haven’t Changed in 30 Years. Harvard Business Review Digital Articles, 2–3.
- Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
- М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961443363 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bradley, C., Hirt, M., & Smit, S. (2018). Eight shifts that will take your strategy into high gear. McKinsey Quarterly, 2, 89–99.
- Bradley, C., Hirt, M., & Smit, S. (2018). Strategy to beat the odds. McKinsey Quarterly, 1, 31–41.
- Campbell, A., & Szulanski, G. (2015). Knowing when corporate headquarters adds rather than subtracts value. McKinsey Quarterly, 4, 102–110.
- D’Aveni, R. A. (2007). Mapping YOUR Competitive Position. Harvard Business Review, 85(11), 110–120.
- KAHNEMAN, D., ROSENFIELD, A. M., GANDHI, L., & BLASER, T. (2016). NOISE: How to Overcome the High, Hidden Cost of Inconsistent Decision Making. (cover story). Harvard Business Review, 94(10), 38–46.
- Kaplan, R. S., & Norton, D. R. (2005). The Balanced Scorecard: Measures That Drive Performance. (cover story). Harvard Business Review, 83(7/8), 172–180.
- Leinwand, P., & Rotering, J. (2017). How to Excel at Both Strategy and Execution. Harvard Business Review Digital Articles, 2–5.
- MALNIGHT, T. W., BUCHE, I., & DHANARAJ, C. (2019). Put Purpose at the CORE of Your Strategy. Harvard Business Review, 97(5), 70–79.
- Webb, A. (2019). How to Do Strategic Planning Like a Futurist. Harvard Business Review Digital Articles, 2–7.