• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Филологический практикум

Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Считается, что филологический факультет дает образование, но не дает профессии. Курс «Филологический практикум» создан для того, чтобы опровергнуть это расхожее мнение. Он будет особенно интересен и полезен тем, кто планирует работать по специальности: заниматься научными исследованиями, проводить архивные и библиографические разыскания и публиковать их результаты, работать в библиотеках, музеях, заниматься просветительскими проектами. Курс поможет Вам освоить и усовершенствовать необходимые профессиональные навыки ученого-гуманитария: узнать тонкости работы в архиве и библиотеке, успешно использовать арсенал современных электронных ресурсов, научиться писать и публиковать статьи в престижных научных журналах, уметь найти и корректно составить заявку на стипендиальную программы или в научный фонд, который может поддержать Ваш проект. Курс состоит из двух треков, лингвистического и литературоведческого, конкретные цели, образовательные результаты, тематический план и содержание элементов контроля зависит от трека и курирующего преподавателя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Лингвистический трек: Ознакомление с методами лингвистических исследований. Освоение студентами лингвистического анализа текста.
  • Литературоведческий трек: Хорошее знание элементов филологической инфраструктуры (учебных заведений, библиотек, архивов, музеев, издательств, журналов и т.д.); умение использовать их для учебной и научной работы Закрепление основных навыков библиографической эвристики, архивных исследований, текстологического анализа, комментирования, а также современных научно-эдиционных практик.и др. Освоение навыков историко-литературного комментирования художественного текста Формирование знаний о возможностях филологической профессионализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в основных методах лингвистических исследований различных направлений.
  • Умеет использовать современные компьютерные методы для лингвистической обработки текста.
  • Владеет базовым навыками перевода научных текстов
  • Владеет базовыми навыками научной коммуникации (участие в конференции, научном проекте, направление статьи в журнал)
  • Знает особенности академического комментария, имеет первоначальные навыки комментирования
  • Имеет базовые навыки поиска финансирования научного проекта (подача заявки на грант, формирование проектного коллектива)
  • нает важнейшие библиотеки, базы данных и другие электронные ресурсы по истории русской литературы XIX-XXI вв., имеет навыки работы в архивах, библиотеках, литературных музеях
  • Умеет анализировать глоссированные тексты на разных языках и выявлять особенные лингвистические явления.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лингвистический трек. Курирующий преподаватель - С.Н. Оскольская.
  • Литературоведческий трек. Курирующий преподаватель - С.Н. Гуськов.
  • Литературоведческий трек. Курирующий преподаватель - С.Г. Маслинская.
  • Литературоведческий трек. Курирующий преподаватель - М.Э. Баскина (Маликова).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Устное сообщение - презентация по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность презентации 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность доклада 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Тест/ Домашняя работа
    Для литературоведческого трека критерием является тест. Тест представляет собой письменные работы по материалу текущих лекционных занятий – короткие вопросы в течение модуля или итоговый письменный тест в аудитории с ответами на вопросы по материалу соответствующего раздела. Время на выполнение теста от 20 до 40 минут. Для лингвистического трека критерием является домашняя работа. Выполняется письменно и состоит из небольших ответов на вопросы по материалам прочитанных статей, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.15 * Тест/ Домашняя работа + 0.3 * Экзамен + 0.25 * Аудиторная работа + 0.3 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нидия, Ф. (2008). О Практике В Литературном Музее Института Русской Литературы (Пушкинский Дом). Мир Русского Слова, 1.
  • Шарандин, А. Л. (2017). Теория Лексической Грамматики В Контексте Педагогической Лингвистики: Лексико-Грамматический Анализ Слова В Вузе. Proceedings of Kazan University. Humanities Series / Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 159(5), 1331–1345.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Самоквасов, Д. Я. Централизация государственных архивов. Архивное дело на Западе / Д. Я. Самоквасов. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2014. — 252 с. — ISBN 978-5-507-39748-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/50502 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Оскольская Софья Алексеевна
  • Гуськов Сергей Николаевич
  • Баскина Мария Эммануиловна
  • Маслинская Светлана Геннадьевна