• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Психология массовых коммуникаций

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Онлайн-часы: 24
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Духанина Алена Владимировна, Корягина Наталья Александровна, Кузнецова Юлия Сергеевна, Потехина Валентина Евгеньевна, Рябиченко Татьяна Анатольевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В настоящее время массовая коммуникация является важнейшим инструментом регуляции общественных отношений, выступает фактором социализации и развития личности. Воздействие массовых коммуникаций охватывает все слои населения. В данной дисциплине проблема воздействия массовых коммуникаций на аудиторию рассматривается и с точки зрения его эффективности, а также относительно психологической безопасности массовых коммуникаций как для отдельной личности, так и общества в целом. Курс включает в себя онлайн лекции, семинарские занятия, которые предполагают обсуждение основных тем, творческое решение кейсов, работу в мини-группах над проектами, практические игры и тесты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) Формирование представлений об основных теоретических подходах исследования массовых коммуникаций (МК);
  • 2) Ознакомление с основными закономерностями, механизмами воздействия МК и факторами, влияющими на этот процесс;
  • 3) Освоение методов исследования процесса и результатов воздействия СМИ на личность;
  • 4) Формирование навыков социально-психологической экспертизы продукции СМИ;
  • 5) Обучение анализу конкретной продукции СМК с точки зрения психологических закономерностей и эффектов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Знание базовых понятий психологии массовых коммуникаций, ее основные направления и методы.
  • Знание основных теоретических подходов к изучению психологии СМК: создание программы исследований МК
  • Формирование знаний о механизмах и способах повышения эффективности воздействия в СМИ; выработка умений идентифицировать данные механизмы и методы
  • Выявление эффектов воздействия МК на индивидуальном и общественном уровне; умение анализировать конкретные продукты МК с точки зрения оказанного влияния
  • Формирование знаний у студентов о моделях и способах убеждения; умение анализировать различные продукты СМИ с точки зрения использования в них моделей убеждения
  • Создание представлений о роли СМИ в формировании представлений о мире у человека; формирование умения анализировать новостные передачи с точки зрения использования в них приемов подачи новостей
  • Ознакомление с позитивным и негативным эмоциональным воздействием в СМИ; формирование умений самостоятельно анализировать различные продукты СМИ с точки зрения эмоционального воздействия.
  • Формирование знаний и умений моделирования поведения с помощью МК; анализ различных продуктов СМИ с точки зрения воздействия на поведение аудитории (примеры позитивного и негативного воздействия)
  • Формирование представления об угрозе и конкуренции посредством СМК; умение выделять типичные стереотипы, используемые в СМИ для представления данной социальной группы (этнические группы, профессиональные группы, возрастные и гендерные группы и т.д.).
  • Получение знаний о направлениях влияния СМК на политические процессы: формирование имиджа политических деятелей, влияние на избирательную активность; умение анализировать различные продукты СМИ, используемые в политической предвыборной кампании, выделяют приемы воздействия, используемые в данных продуктах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и виды массовой коммуникации. Особенности и функции массовой коммуникации как вида общения
  • Тема 2. Теоретические подходы к изучению массовой коммуникации. Методы исследования массовой коммуникации
  • Тема 3. Механизмы и методы воздействия в средствах массовой коммуникации
  • Тема 4. Эффекты воздействия массовых коммуникаций
  • Тема 5. Воздействие СМК на когнитивные процессы. Убеждение в СМИ
  • Тема 6. Создание образа мира с помощью СМК
  • Тема 7. Воздействие СМК на эмоциональные процессы. Развлечения в СМК
  • Тема 8. Влияние СМК на поведение личности. Проблема использования сцен секса и насилия в СМК
  • Тема 9. Влияние СМК на межгрупповые отношения
  • Тема 10. Влияние СМК на массовые и политические процессы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий мини-проект
  • неблокирующий итоговый проект "Психологическая экспертиза"
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Порядок формирования оценок по дисциплине 0.200 аудиторная работа (при необходимости в онлайн формате на платформе Zoom) (индивидуальная и групповая) 0.200 экзамен (письменный тест) в lms 0.300 мини-проект в форме презентации 0.300 итоговый проект в форме презентации Формула оценки: Оитог = 0.3*((Омини-проект1 + Омини-проект2 + Омини-проект3)/3)+ 0.2*Оаудиторная раб. + 0.3*Оитоговый проект + 0,2*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонова, Н. В.  Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для вузов / Н. В. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00520-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468723 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата, Антонова, Н. В., 2015
  • Психология массовых коммуникаций, Харрис, Р. Д., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
  • Психология массовой коммуникации : учебник для бакалавров, Виноградова, С. М., 2014

Авторы

  • Корягина Наталья Александровна