2022/2023
Изобразительное искусство и каллиграфия Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Визуальная традиция Китая является древнейшей в мире, она развивалась непрерывно и устойчиво с эпохи неолита по наши дни. Пластические архетипы древности веками предопределяли своеобразие развития китайской каллиграфии, живописи и скульптуры. Визуальные искусства Китая обладали уникальными адаптационными механизмами, подвергавшими все инокультурные заимствования кардинальной китаизации. Дисциплина знакомит с вехами развития китайского изобразительного искусства, а также с ключевыми положениями традиционной эстетики, актуальными и для современной культуры Китая. Особое внимание уделено каллиграфии как ведущему виду пластических искусств. Каллиграфическое видение художественной формы обусловило национальную стилистику всех изобразительных искусств Китая. Пластическая парадигма Кореи отличается яркой самобытностью, рожденной из нерасторжимой слитности корейской культуры с природой. Для корейских каллиграфов, художников, скульпторов, керамистов характерно умение наполнить заимствуемые из китайского или европейского искусства формы национальным содержанием, глубина и ценность которого только начинают раскрываться перед западным миром. Корея и Япония – ближайшие соседи, реципиенты и преобразователи китайской письменности для нужд своих языка и культуры – образуют вместе с Китаем единое письменно-культурное пространство, рассмотрение которого является основным предметом нашего курса.
Цель освоения дисциплины
- сообщить общие сведения об исторических этапах развития искусства Китая, Кореи и Японии;
- раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в Китае, Кореи и Японии;
- ознакомить студентов с основами традиционной национальной эстетики Китая, Кореи и Японии
- оказать внутренние региональные художественные связи и исторические вехи их формирования
- охарактеризовать региональную общность и типологическое своеобразие искусства Китая, Кореи и Японии
- рассмотреть закономерности модернизации художественной традиции Дальневосточного региона;
- представить специфику культурного диалога стран Дальневосточного региона с искусством Индии и Юго-Восточной Азии;
- познакомить студентов со спецификой перевода восточных трактатов по искусству на русский язык.
Планируемые результаты обучения
- использовать технологические и стилистические особенности выдающихся памятников;
- приводить основные исторические этапы развития искусства Китая, Кореи и Японии
- приводить фундаментальные положения традиционной эстетики Китая, Кореи и Японии;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Искусство китайского неолита и ритуальной бронзы II-I тыс. до н.э.
- Тема 2. Китайские гробничные ансамбли империй Цинь и Хань.
- Тема 3. Основы китайской каллиграфической техники и эстетики.
- Тема 4. Основы традиционной китайской живописной техники и эстетики.
- Тема 5. Градостроительные традиции, дворцовая и культовая архитектура Китая.
- Тема 6. Китаизация индийского изобразительного канона в храмовых росписях и скульптуре Китая V XIII вв.
- Тема 7. Традиционные китайские сады.
- Тема 8. Культовая архитектура Кореи.
- Тема 9. Корейский традиционный дом и сад.
- Тема 10. Корейская керамика: сангам, пунчхон, фарфор.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.4 * Домашнее эссе + 0.4 * Работа на семинарах + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bush, S., & Shih, H. (2012). Early Chinese Texts on Painting (Vol. [2nd ed.?]). Hong Kong: Hong Kong University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=544264
- Elkins, J. (2010). Chinese Landscape Painting as Western Art History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200234.BibliographicResource.3000051363161
- Törmä, M. (2013). Enchanted by Lohans : Osvald Sireþn’s Journey Into Chinese Art. Hong Kong: Hong Kong University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=638991
Рекомендуемая дополнительная литература
- Caroline Self, & Susan Self. (2012). Art of Chinese Brush Painting : Ink, Paper, Inspiration. [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567231
- Peveto, A. (2010). Black Ink and White Paper: The Traditional Art of Chinese Calligraphy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8428A216
- Shepherd, M. (2011). Learn World Calligraphy : Discover African, Arabic, Chinese, Ethiopic, Greek, Hebrew, Indian, Japanese, Korean, Mongolian, Russian, Thai, Tibetan Calligraphy, and Beyond (Vol. 1st ed). New York: Watson-Guptill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=743252
- Whiteman, S. H. (2017). Chinese Painting & Calligraphy. Art Bulletin, 99(2), 189. https://doi.org/10.1080/00043079.2017.1304651
- Yim, W. F. (2015). Chinese Calligraphy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C7F1126C
- Zhiyong Mo. (2018). Chinese Calligraphy and Painting. Renascence, 70(4), 297. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=135951927
- 이동천. (2009). 조선서화 감정과 근거 자료의 운용: 1850년 이후에 제작된 안견‹몽도원도›제첨 ‘몽유도원도’와 위작 정선‹계상정거도› 등을 중심으로 ; Korean calligraphy and paintings authentication and the application of based material. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.15FC1B99