• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Система международных отношения и конфликты в регионе БВСА

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках учебной дисциплины рассмотрены основные элементы и отличительные черты региональной системы международных отношений на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Основное внимание сконцентрировано вокруг ключевых региональных расколов и конфликтов: арабо-израильского, палестино-израильского, суннитско-шиитского, и др. В процессе освоения учебной дисциплины студенты смогут изучить основные этапы развития отношений стран региона друг с другом и внешним миром, особенности процессов принятия решений, закономерности внешней политики стран региона, а также форматы и возможности внутрирегионального и международного сотрудничества. Отдельное внимание будет уделено той роли, которую играет Россия в вопросах урегулирования конфликтов в изучаемом регионе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является получение студентами предметного знания факторов (политических, экономических, социальных, внешнего и внутреннего характера), влияющих на курс государств БВСА в региональных и международных делах. Актуальность этой задачи обусловлена значением региона в мировой политике и экономике. Преподавание курса будет осуществляться под углом зрения решения прикладных задач подготовки студентов к эффективному бизнес-взаимодействию со странами региона БВСА, численность население которых в ближайшие тридцать лет в два раза превзойдет численность населения всех европейских стран. В силу этого, спецификой курса будет максимальное приближение учебного материала к реалиям региона, учет личного опыта работы в странах БВСА разработчика курса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет основные региональные и субрегиональные организации, их цели и задачи, историю возникновения, итоги их деятельности. описывает историю взаимодействия и сегодняшние параметры сотрудничества с Лигой Арабских государств, Советом сотрудничества государств Персидского залива, Организацией исламского сотрудничества.
  • Выявляет реальные возможности продвижения Ираном своих интересов в регионе. Различает соотношение сил в высших эшелонах власти Ирана по вопросам ближневосточной политики. Называет основные положения Совместного всеобъемлющего плана действий относительно ядерной программы Тегерана, ситуации в этом вопросе на сегодняшний день.
  • Выявляет цели, задачи и методы воздействия на ситуацию в регионе руководства США. Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, КНР, международных и региональных организаций и объединений – ЕС, НАТО. Предметное представление в отношении вектора и параметров воздействия на регион внешних сил, осуществляемого в индивидуальном и коллективном форматах.
  • Называет основные региональные конфликты и кризисные ситуации, сравнивает их характеры, причины возникновения, определяет форматы и результаты действий, осущестлявшихся с целью решения этих конфликтов и кризисов.
  • Называет основные резолюции СБ ООН по противодействию терроризму, предотвращению финансирования его организаций и ячеек. Четко формулирует позиции Российской Федерации и существа мер, предпринимаемых РФ в сфере антитеррора.
  • Объясняет исторически обусловленное стремление руководства Турции играть особую роль в регионе БВСА. Распознает специфику международной и региональной деятельности нынешнего руководства Турции. Возможности сопряжения политических курсов Турции и Российской Федерации в региональных делах, в том числе, в вопросах противодействия терроризму, преодолению сирийского кризиса
  • Определяет важнейшие аспекты военно-политической ситуации в зоне Персидского залива. Четко называет позиции региональных и внерегиональных сторон по вопросам свободы мореплавания в зоне Персидского залива, тематику нераспространения. Формулирует основные положения российского проекта создания в зоне Персидского залива региональной системы безопасности и сотрудничества, позиции сторон в отношении этого документа
  • Определяет предпосылки возникновения экстремистских течений в регионе, взаимодействия экстремистских организаций с политическими и идеологическими центрами в других регионах мира, США, Европе. Выделяет характер влияния экстремистских идей на политическую ситуацию в странах региона.
  • Определяет причины возникновения арабо-израильского конфликта, основные этапы его эволюции, имеющиеся договоренности, решения СБ ООН, касающиеся принципов разрешения конфликта. Объясняет характер политической линии в ближневосточном конфликте основных региональных и мировых держав. Описывает историю и результаты ближневосточного мирного мадридского процесса на двусторонних и многосторонних треках. Самостоятельно оценивает развитие событий в контексте ближневосточного мирного процесса
  • Определяет причины возникновения и распространения в странах БВСА террористических ячеек и организаций. Показывает их связи с западными странами. Определяет причины, обусловившие возможность создания ИГИЛ, наличие противоречий в позиции различных государств по вопросам противодействия терроризму.
  • Определяет причины, характер и масштабы этно-конфессиональных противоречий и конфликтов в регионе БВСА. Распознает соотношения исторически обусловленных и искусственно привносимых факторов, влияющих на масштабы и формы суннито-шиитского противостояния, в том числе на уровне межгосударственных отношений и деятельности международных и региональных организаций.
  • Предметно выделяет базисные характеристики стран региона, их ресурсного потенциала исторических, этно-конфессиональных и политических факторов, определяющих параметры и вектор участия государств региона в мировой политике, экономике, торговле, энергетике, в деятельности региональных организаций.
  • Распознает особенности послевоенной ситуации, в которой СБ ООН принял решение об образовании на территории Палестины двух государств. Определяет основные принципы государственного строительства Израиля и формирование его внешнеполитического курса. Определяет характер политики Израиля в регионе БВСА,
  • Формулирует конкретные предложения по проблемам укрепления мира, режимов нераспространения и обеспечения благоприятных условий для сотрудничества расположенных в регионе БВСА государств. Разрабатывает аргументированные инициативы по этой тематике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности региона БВСА. Роль региональных государств в мировой политике, экономике, энергетике.
  • Классификация конфликтных и кризисных ситуаций в странах БВСА, причины их возникновения.
  • Региональные и субрегиональные организации БВСА.
  • Влияние внешних факторов на ситуацию в регионе БВСА
  • Арабо-израильский конфликт – причины, характер противоречий, опыт политико-дипломатических усилий по его урегулированию.
  • Радикальные и экстремистские течения в странах БВСА, их влияние на региональную ситуацию.
  • Терроризм: международные и региональные форматы антитеррористической борьбы
  • Этно-конфессиональные противоречия в регионе БВСА, причины и характер усиления суннито-шиитского противостояния.
  • Особенности региональной политики Турции.
  • Фактор Израиля в развитии ситуации в ближневосточном регионе.
  • Иранских фактор в развитии ситуации в ближневосточном регионе.
  • Динамика развития событий в зоне Персидского залива.
  • Что можно сделать для формирования системы устойчивых мирных условий и обеспечения динамичного развития стран региона БВСА?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинаре отмечается в ведомости галочкой. Например, галочка ставится за выступление в рамках дебатов. Перед семинарами в нетипичных форматах прописывается, что нужно сделать для получения галочки. Оценка за семинары равняется количеству галочек, поделённому на общее количество семинаров, на которых производилось оценивание. За самые лучшие ответы на семинаре могут быть поставлены призовые галочки. Не более одной дополнительной галочки за семинар. Не более трёх за курс. Наличие дополнительных галочек не приводит к увеличению "общего количества семинаров, на которых производилось оценивание (см. выше)", однако получить больше 10 за семинары нельзя.
  • неблокирующий Аналитическая записка
    Окончательная версия аналитической записки сдаётся к последнему семинару. Также предусматривается возможность предварительной сдачи для получения обратной связи по вашей письменной работе.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме. В условиях сдачи онлайн со включённой камерой во время экзамена нужно будет воспользоваться повязкой, закрывающей глаза. Заранее будут высланы 25 "вопросов" с уточняющими рубриками. Экзаменуемый должен ответить на 2 "вопроса", определённые случайным образом. За каждый вопрос экзаменуемый получает оценку по 10-балльной шкале. Среднее значение считается оценкой за экзамен.
  • неблокирующий Аналитическая записка
    Окончательная версия аналитической записки сдаётся к последнему семинару. Также предусматривается возможность предварительной сдачи для получения обратной связи по вашей письменной работе.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинаре отмечается в ведомости галочкой. Например, галочка ставится за выступление в рамках дебатов. Перед семинарами в нетипичных форматах прописывается, что нужно сделать для получения галочки. Оценка за семинары равняется количеству галочек, поделённому на общее количество семинаров, на которых производилось оценивание. За самые лучшие ответы на семинаре могут быть поставлены призовые галочки. Не более одной дополнительной галочки за семинар. Не более трёх за курс. Наличие дополнительных галочек не приводит к увеличению "общего количества семинаров, на которых производилось оценивание (см. выше)", однако получить больше 10 за семинары нельзя.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме. В условиях сдачи онлайн со включённой камерой во время экзамена нужно будет воспользоваться повязкой, закрывающей глаза. Заранее будут высланы 25 "вопросов" с уточняющими рубриками. Экзаменуемый должен ответить на 2 "вопроса", определённые случайным образом. За каждый вопрос экзаменуемый получает оценку по 10-балльной шкале. Среднее значение считается оценкой за экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Трек С Семинары - 100%. Итоговая оценка домножается на 0,7. Максимальная оценка - 7. Трек А Аналитическая записка - 30%, Семинары - 70%. Итоговая оценка домножается на 0,8. Максимальная оценка - 8. Трек Э Экзамен - 50%, Аналитическая записка 10%, Семинары - 40%. Максимальная оценка - 10.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История стран Азии и Африки после Второй мировой войны в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / С. И. Лунёв [и др.] ; под редакцией С. И. Лунёва. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 428 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03131-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433151 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Практика зарубежного регионоведения и мировой политики: Учебник / А.Д. Воскресенский и др.; Под ред. А.Д. Воскресенского. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Магистратура). (п) ISBN 978-5-9776-0312-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/457159