2022/2023
Лучшие инновационные практики образования
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Курс ставит целью ознакомления студентов с лучшими практиками мирового и российского образования, опытом конкретных проектов, расширения их кругозора и насмотренности как проектировщиков и аналитиков образовательных продуктов и проектов. В сквозном проектном треке студенты работают по брифам - решают прикладные исследовательские или проектировочные задачи в интересах конкретных заказчиков - образовательных проектов или исследовательских групп (Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ).
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины — ознакомить студентов с лучшими практиками управления образованием и на этой основе выработать устойчивые представления об основных целях, функциях, принципах, методах и ключевых проблемах управления образовательными процессами в различных сферах деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Студенты умеют анализировать рыночные ниши образовательных проектов
- Критические оценивать потенциал инновационных идей в образовании
- Ориентироваться в актуальных проблемах исследований и практики в образовании
- Работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
- Оперируют базовыми понятиями из “фронтирные” областей современного образования
- Оценивают перспективы создания и внедрения инноваций в образовании
- Ориентируются в источниках информации об образовании
- Интерпретируют данные о различных результатах использования инноваций в образовании
- Используют лучшие практики в разных сферах и на разных уровнях образования при создании собственных образовательных продуктов
- Демонстрируют кругозор и знакомство с разнообразными практиками, проектами и сервисами в формальном и неформальном образовании в России и мире
- Проектируют собственную ближайшую профессиональную и образовательную траекторию в сфере образования (в частности, с ориентацией на магистерские программы Института образования НИУ ВШЭ и других ведущих вузов).
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Создание, внедрение и оценка инноваций в образовании.
- Тема 2. Цифровизация образования: различные перспективы
- Тема 3. Цифровизация и человеческий капитал 2.0
- Тема 4. Персонализация в образовании: актуальные данные.
- Тема 5. Измерения в образовании.
- Тема 6. Эксперименты в образовании.
- Тема 7. Нейронауки и образовании.
- Тема 8. Образование в медицине. Образовательная модель 4с/Id
- Тема 9. Неформальное и информальное образование в современном мире.
- Тема 10. Расшколивание / анскулинг.
- Тема 11. Что происходит в СПО / TVET?
- Тема 12. Инновационные университеты.
- Тема 13 . Семья и образование: модели сосуществования.
- Тема 14. Ваш трек в образовании.
Элементы контроля
- Домашние задания в форме презентаций / текстов, отражающие работу над проектом в сквозном трекеДомашние задания в проектном треке Домашние задания предоставляются проектной командой в виде отдельного файла со ссылками на дополнительные материалы при необходимости. Каждое задание оценивается по следующим критериям: Адекватность предоставленного материала заданию 0 - 2 Полнота использования адекватного заданию инструментария курса 0 - 2 Глубина проработки материала 0 - 4 Командность и качество подачи результата 0 - 2
- Работа на семинарах и лекцияхКаждый студент должен посетить и участвовать (не менее 2 ответов) в 85% лекционных и семинарских занятий За каждую лекцию / семинар с ответами начисляется 1 балл (активность/ не активность). Для получения автомата необходимо набрать за активности на семинарах и лекциях не менее 30 баллов.
- ЭссеВ течение семестра студенты пишут 2 эссе объемом до 6 тысяч знаков с оценкой 10 баллов
- Итоговый тест по дисциплинеИтоговый тест
- ЭкзаменЭкзамен проводится в формате индивидуального опроса по темам курса и групповых выступлений с целью презентации командных итогов работы в семестре по проектному треку в формате питч-сессии. К оцениванию привлекается как преподавательская команда майнора, так и внешние эксперты в области образования и бизнеса. Каждый участник экзаменационной комиссии оценивает ответ студента на вопросы индивидуально и презентацию проекта в группе по 10-балльной шкале, итоговая оценка за публичную защиту является среднеарифметическим от всех оценок.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.1 * Домашние задания в форме презентаций / текстов, отражающие работу над проектом в сквозном треке + 0.05 * Эссе + 0.05 * Итоговый тест по дисциплине + 0.4 * Экзамен + 0.125 * Работа на семинарах и лекциях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Академическая харизма и истоки исследовательского университета, Кларк, У., 2017
- Альтбаха Ф., Андрущака Г., Кузьминова Я., Юдкевич М., Райсберг Л. под ред. - Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США - 978-5-7598-1069-8 - Москва: ВШЭ - 2013 - 362110 - https://ibooks.ru/bookshelf/362110/reading - iBOOKS
- Видимое обучение : синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников : пер. с англ., Хэтти, Дж., 2017
- Другая школа 2 : образование - не система, а люди, Мурашев, А. И., 2021
- Инновационные проекты в школьном обучении: опыт, проблемы и перспективы : Всерос. науч. конф., Москва, 18 сент. 2008 г., , 2008
- Косарецкий Сергей Геннадьевич, Груничева Ирина Геннадьевна, & Гошин Михаил Евгеньевич. (2016). Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906427
- Массовое высшее образование, Триумф БРИК?, пер. с англ. М. Добряковой, Л. Пирожковой ; науч. ред. пер. М. Добрякова ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, 526 с., Карной, М., Лоялка, П., Добрякова, М., Доссани, Р., Фрумин, И., Кунс, К., Тилак, Д. Б. Г., Ванг, Р., 2014
- Образование : очень краткое введение, Томас, Г., 2016
- Политика информатизации и новая школа в России : Пер. с англ., Фрумин, И., 2003
- Призвание : как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии, Робинсон, К., 2010
- Пятьдесят современных мыслителей об образовании : от Пиаже до наших дней, , 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- "Третья миссия" университетов: социально-философский анализ : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11, Сорокин, С. Э., 2020
- Косарецкий Сергей Геннадьевич, Куприянов Борис Викторович, & Филиппова Дарья Сергеевна. (2016). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B5C45C
- Кузьминов, Я. И., Рудник, Б. Л., Фрумин, И. Д., Якобсон, Л. И., Волков, А. Е., & Реморенко, И. М. (2010). Russian Education in 2020: a Model of Education for Innovative Economy. Material for Discussion ; Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA6B590
- Нетрадиционные педагогические технологии в обучении : учеб. пособие для сред. проф. заведений, Мухина, С. А., 2004
- Университетское образование: история, социология, политика, Жуков, В. И., 2003