• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Три мировые религии: Христианство, Иудаизм, Ислам

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 120

Программа дисциплины

Аннотация

Майнор начинался рассказом про религии Передней Азии и Средиземноморья, который рассказ дошел до начала н.э. Теперь, на последнем курсе майнора, мы вновь возвращаемся к этому региону и рассказываем про возникновение христианства, про становление раввинистического иудаизма после катастрофического поражения иудеев в войне с Римом, а также про то, как среди кочевников-арабов зародился ислам, самая молодая из мировых религий. В рамках курса будет рассказкно, как по-разному преломилось в трех мировых религиях наследие древнееврейской Библии (Ветхого Завета). Слушатели курса познакомятся также и с новыми священными и авторитетными текстами, возникшими в первые века н.э.: с Новым Заветом, Мишной и Талмудом, Кораном и творениями раннехристианских богословов. Они будут ознакомлены с важнейшими аспектами христианского, иудейского и мусульманского вероучений, а также с теми богословскими разногласиями, которые возникли еще в первые столетия н.э. и сохраняют свою актуальность по сей день.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с ключевыми процессами, приведшими к становлению ислама как мировой религии
  • Дать студентам представление об общем и частном в процессах функционирования государственных образований на территории мусульманского мира
  • Познакомить с многообразными религиозными течениями и ответвлениями, возникшими в ходе существования ислама
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты должны знать причины расколов в исламе, понимать их последствия и различия между сложившимися толками
  • Студенты должны иметь представление о процессе развития шиитского учения, его утверждении и бытовании в Иране
  • Студенты должны обладать знаниями об основных догматах ислама, понимать и трактовать ключевые категории ислама как религиозной системы
  • Студенты должны понимать структуру природу процесса возникновения разнообразных толков в исламе, выделять их ключевые особенности, знать важнейшие этапы их развития, авторов и их труды
  • Студенты должны знать важнейшие государства в истории мусульманского мира, знать особенности их структуры, функционирования и роль в истории
  • Студенты должны понимать основные исторические процессы, происходившие в мусульманском мире
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ислам. Возникновение ислама и Великие арабские завоевания
  • Ислам. Тюркское проникновение в Иран и на Ближний Восток
  • Ислам. Исламский мир и Запад. Модернизм в исламском мире.
  • Ислам. Исламский мир в ХХ веке.
  • Ислам. Догматика ислама. Суннизм и шиизм.
  • Ислам. Различные толки и направления в исламе. Богословие и философия в мусульманском мире.
  • Ислам. Шиизм в Иране.
  • Ислам. Монгольское завоевание и исламский мир.
  • Ислам. Тюркские кочевые государства в Иране и их наследники. Османская империя
  • Тема 1. Социально-политическая история Палестины в конце IV в. до н.э. – начале II в. н. э.
  • Тема 2. Отличительные черты иудаизма периода Второго храма.
  • Тема 3. Литература периода Второго храма.
  • Тема 4. Канон и текст Нового Завета.
  • Тема 5. Происхождение синоптических Евангелий.
  • Тема 6. Евангелие от Иоанна.
  • Тема 7. Научное изучение жизни Иисуса Христа.
  • Тема 8. Проповедь и чудеса Иисуса.
  • Тема 9. Страсти и Воскресение Иисуса.
  • Тема 10. Книга Деяний апостолов.
  • Тема 11. Жизнь апостола Павла и его послания.
  • Тема 12. Содержание и основные богословские темы Павловых посланий.
  • Тема 13. Девтеропавловы послания и псевдоэпиграфы.
  • Тема 14. Соборные Послания.
  • Тема 15. Откровение Иоанна Богослова.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.7 * Тестирование + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cohen, S. J. D., & Adams, S. (2014). From the Maccabees to the Mishnah (Vol. Third edition). Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=944691
  • Karamustafa, Ahmet T. Sufism : The Formative Period, Edinburgh University Press, 2007. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=292370.
  • Lapidus, Ira M. Islamic Societies to the Nineteenth Century : A Global History, Cambridge University Press, 2012. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1057460.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Harlow, D. C., & Collins, J. J. (2012). Early Judaism : A Comprehensive Overview. Grand Rapids, Mich: Eerdmans. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=580016
  • Lapidus, I. M. . (DE-588)124445977, (DE-576)294175717. (2014). A history of Islamic societies / Ira M. Lapidus. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.425657388
  • Politics, Patronage and the Transmission of Knowledge in 13Th - 15Th Century Tabriz, edited by Judith Pfeiffer, BRILL, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1579897.
  • Safi, Omid. Politics of Knowledge in Premodern Islam : Negotiating Ideology and Religious Inquiry, The University of North Carolina Press, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=413413.
  • Turko-Mongol Rulers, Cities and City Life, BRILL, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1460652.

Авторы

  • Юровицкая Мария Михайловна
  • Хомченкова Варвара Валентиновна