2022/2023





Психология обучения разных возрастов
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1, 2 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Курс выстроен снизу вверх - в логике взросления. Чему и как учится младенец? Как происходит развитие от действия к мысли в раннем детстве? Зачем дошкольникам игра и почему в ней он готовится к школе, больше чем на занятиях? Почему младшие школьники учатся с большей охотой нежели подростки? Как сделать обучение увлекательным для подростков и юношества? В чем секрет обучения в молодости и зрелости? Поиском ответа на этот вопрос занимается возрастная психология образования. Какие особенности современного школьника стоит учитывать учителям, как работать с современным студентом? Какие психологические особенности развития познавательного интереса и мотивации к учебе нужно знать, а также какими приемами достигать этих целей. Курс возрастной психологии образования поможет ответить на эти вопросы. Кроме того, студенты поймут, почему в учебе происходят те или иные сложности с точки зрения психологической науки. И научатся проектировать занятия с учетом возрастных потенциалов и задач развития обучающихся.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов знаний о психологических основах обучения и представления и возрастных особенностях создания образовательной ситуации и организации познавательной и учебной деятельности на разных этапах онтогенеза; отработка умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; развитие опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации с разными возрастными группами.
Планируемые результаты обучения
- Осознание роли фактора соревновательности и кооперативности в обучении и понимание проявлений основных социально-психологических феноменов в малой группы
- Понимание взаимосвязи, но не тождественности обучения и развития, дидактики и матетики
- Понимание движения как источник обучения в раннем детстве
- Понимание подходов и методов обучения студентов
- Понимание природы игры и овладение принципами ее применения в решении задач обучения
- Понимание природы учебной деятельности и ее соотношения с игровой, а также социальной ситуацией развития
- Понимание психологии жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
- Понимание роли дополнительного и информального образования, вариативности их форматов для обучения детей и подростков
- Понимание соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
- Понимание соотношения обучения и общения в подростковом возрасте.
- Представление о деятельностном подходе в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
- Анализирует взаимосвязи, но не тождественность обучения и развития, дидактики и матетики
- Применяет деятельностный подход в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
- Интерпретирует факторы соревновательности и кооперативности в обучении; применяет знания основных социально-психологических феноменов в малой группы в образовательной практике
- Интерпретирует соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
- Распознает движение как источник обучения в раннем детстве
- Определяет природу игры и владеет принципами ее применения в решении задач обучения
- Организует учебную деятельность в ее соотношении с игровой, а также социальной ситуацией развития ученика
- Показывает соотношение обучения и общения в подростковом возрасте на конкретных примерах
- Объясняет роль дополнительного и информального образования, вариативность их форматов для обучения детей и подростков
- Определяет особенности жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
- Применяет подходы и методы обучения студентов на практике
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Учить и учиться. От «Дидактики» к «Learning to Learn»
- Тема 2. Модели деятельностного обучения и обучения через открытия: от детского сада до вуза
- Тема 3. Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
- Тема 4. Дифференциальная психология образования: специальное обучение и инклюзия в образовании. Персонализация обучения
- Тема 5. Психология обучения и развития: раннее детство – от действия к мысли
- Тема 6. Психология обучения и развития: дошкольное детство – игра и познавательная активность
- Тема 7. Психология обучения и развития: младший школьник – учебная деятельность и/или игра
- Тема 8. Психология обучения и развития: отрочество – общаться и/или учиться?
- Тема 9. Дополнительное образование детей и подростков
- Тема 10. Психология обучения и развития: юность – самоопределение
- Тема 11. Психология обучения и развития: молодость – профессиональное обучение и вовлеченность
Элементы контроля
- Домашние задания
- Спроектированное, реализованное и проанализированное онлайн-занятие с учебной группой
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.5 * Спроектированное, реализованное и проанализированное онлайн-занятие с учебной группой + 0.5 * Домашние задания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
- Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
- Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
- Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Д., 2014
- Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
- Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
- Психология подростка : учебник для вузов, Дандарова, Ж. К., 2004
- Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
- Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2005
- Психология юности и молодости : учеб. пособие для вузов, Волков, Б. С., 2006
- Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
- Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие для вузов, Гамезо, М. В., 2001
- Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие, Эриксон, Э., 2006
- Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт, Поддьяков, А. Н., 2006
- Поликультурное образование : учебник для бакалавров, Хухлаева, О. В., 2014
- Психология подростка : полное руководство, Дубровина, И. В., 2003
- Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012