2022/2023
Модернизм и постмодернизм в мировой литературе
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Воробьёва Оксана Александровна,
Еремина Софья Сергеевна,
Кривошеина Мария Андреевна,
Лагутина Ирина Николаевна,
Яворовская Надежда Владиславовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Модернистская и постмодернистская литература обладает высочайшим культурным статусом и популярностью. Романы М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки, Ф. С. Фицджеральда, В. Вулф, Дж. Фаулза, Дж. Сэлинджера, В. Набокова, Х. Кортасара, У. Эко и многих других считаются элитарными, потому что читать и понимать их непросто. Главной целью курса поэтому станет пристальное чтение и дешифровка великих текстов ХХ века. Какие слои утраченного времени воскрешает вкус пирожного мадлен в романе Пруста? Как сориентироваться в джойсовском потоке сознания? Что означает превращение Кафки? Как трактовать фолкнеровскую Йокнапатофу? Что такое магический реализм и как он связан с латиноамериканской литературой? И почему культовый роман Эко называется Имя розы, хотя о самой розе там нет ни слова? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, слушатели курса на миг сами станут исследователями, по крупицам собирая рассыпанные в тексте улики. Не останется без внимания и эволюция жанров в ХХ веке: речь пойдет о появлении в 1930-40-е годы жанра «черного детектива», «фэнтези», хоррора и др.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство слушателей с основными тенденциями развития мирового историко-литературного процесса ХХ-ХХI в., а также освоение основных принципов построения литературно-художественных систем западноевропейского и американского модернизма и постмодернизма.
- – Знакомство слушателей с основными тенденциями развития мирового историко-литературного процесса ХХ-ХХI в., а также освоение основных принципов построения литературно-художественных систем западноевропейского и американского модернизма и постмодернизма.
Планируемые результаты обучения
- Знание ключевых произведений, предусмотренных программой;
- Знание творчества основных авторов, предусмотренных программой дисциплины.
- Получение начального представления о национальных особенностях модернизма и постмодернизма в зарубежной литературе
- Получение представлений о транснациональной специфике модернизма и постмодернизма.
- Умение ориентироваться в современных подходах к изучению литературы ХХ века;
- Умение понимать художественную и гуманистическую ценность литературы модернизма и постмодернизма.
- Умение различать их жанровые, стилевые и национальные особенности;
- Умение самостоятельно характеризовать и описывать литературную практику модернизма и постмодернизма;
- Умение самостоятельно характеризовать литературную теорию модернизма и постмодернизма.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие о модернизме.
- Художественные эксперименты модернистов 1920-х гг.
- Европейский литературно-художественный авангард первой трети ХХ в.: поэтика, направления, имена.
- Литература «потерянного поколения».
- Тоталитаризм и литература
- Развитие драмы в ХХ в.
- Контркультура и литература 1950- 1970-х гг.
- Постмодернизм
- Массовая культура и «формульная» литература
Элементы контроля
- Работа на семинарахЧтобы получить максимальную оценку за работу на семинаре (активность) , нужно набрать 10 баллов. За каждый семинар студент получает 1 или 0,5 балла. 1 балл – студент активно работает на семинаре, произносит как минимум две содержательные и по теме реплики в разные моменты семинара; 0,5 балла – студент работает на семинаре, произносит как минимум одну содержательную полноценную реплику во время семинара .Формой участия в семинарах является обсуждение предложенных к прочтению художественных текстов и научной литературы. По согласованию с преподавателем, ведущим семинары (не позднее, чем за неделю ), как вариант работы на семинаре, возможно выступление с докладом, если это не противоречит структуре семинара. Доклад оценивается максимальной оценкой 1 балл (студент демонстрирует знание художественных текста (текстов) и научной литературы по теме; выступление четко структурировано и логично; выступление самостоятельно и доказательно; продемонстрировано владение нормами академического этикета).
- ПроектВ качестве формы промежуточного контроля студенты готовят и защищают коллективный проект, связанный с анализом кейсов по теории и литературе модернизма и постмодернизма. Выбор темы и распределение по группам конец февраля, защита проекта (публичная презентация и папка материалов) проходит в конце 4 модуля.
- Посещение лекцийПосещение лекций вносится в таблицу, доступную студентам в реальном времени
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Проект + 0.6 * Работа на семинарах + 0.1 * Посещение лекций
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Зарубежная литература XX века в 2 т. Т. 1. Первая половина XX века : учебник для академического бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 430 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08391-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432062 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы второй половины XX - начала XXI века : учебник для академического бакалавриата / Б. А. Гиленсон. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02564-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433030 (дата обращения: 28.08.2023).
- Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы первой половины XX века : учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 377 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02610-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433655 (дата обращения: 28.08.2023).
- Кабанова И.В., Козонкова О.В., Павлова С.Ю. - Зарубежная литература XX века : З35 практические занятия - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-977-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91616