Бакалавриат
2021/2022
Семейное консультирование
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Программа направлена на ознакомление студентов с базовыми знаниями в области теории и практики семейного консультирования; формирование основ системного мышления, базовых теоретических знаний и практических умений семейного консультанта как необходимой основы как для социальной и консультативной работы с семьей, а также для дальнейшего развития и совершенствования навыков практической психотерапевтической работы специалиста с семьей;
Цель освоения дисциплины
- усвоение студентами базовых знаний в области теории и практики семейного консультирования;
- владение основами системного мышления, базовыми теоретическими знаниями и практическими умениями семейного консультанта как необходимой основы как для социальной и консультативной работы с семьей, а также для дальнейшего развития и совершенствования навыков практической психотерапевтической работы специалиста с семьей;
- формирование у студентов коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры, прежде всего в области неклассического рационального мышления, а также семейных взаимоотношений и коммуникации между людьми в целом.
Планируемые результаты обучения
- Знает методологические основания ССТ: основные положения классической кибернетики и теории коммуникации.
- Знает методологические принципы системной работы с семьей;
- Знает общую историю возникновения «предтеч» классической системной психотерапии.
- Знает основные принципы, методы и техники каждого подхода, опознает их и может различить и оценить соответствие наблюдаемой терапевтической сессии каждому их подходов
- Знает структуру первичного приема с семьей и его основные задачи. Различает основные методы воздействия на семейную систему.
- Имеет представление о современное состояние и пути трансформации классических системных подходов.
- Имеет представление о теории и основных представителях Структурной, Стратегической терапии и Миланского подхода.
- Имеет представление об основных подходах и способах терапевтической работы с основным перечнем семейных запросов и специфических проблем
- Имеет представлений о жизненном цикле семьи и ненормативных кризисах;
- Ориентируется в перечне направлений, направленных на помощь семье, понимает специфику системного подхода в отличие от психодинамических и других направлений
- Ориентируется в перечне пост-классических и неоклассических подходов помощи семье.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в семейное консультирование.
- Тема 1.1. Общее представление о Семейной психотерапии и консультировании семьи
- Тема 1.2. История становления семейной терапии
- Раздел 2. Представление о семье как системе.
- Тема 2.1.Методологические основания Системной семейной терапии
- Тема 2.2. Основные параметры семейной системы
- Раздел 3. Основные направления системной семейной терапии.
- Тема 3.1. Структурный подход
- Тема 3.2.Стратегический подход
- Тема 3.3.Миланская школа (С. Паллазоли, Дж. Прата, Л. Босколо, Дж.Чекин)
- Раздел 4. Основные методы работы с семьей
- Тема 4.1.Основные методологические принципы работы с семьей –классический системный подход
- Тема 4.2.Основные методические приемы в работе с семьей
- Раздел 5. Специфика психотерапевтической работы с основными типами семейных проблем. Развитие системной семейной психотерапии сегодня.
- Тема 5.1.Консультирование семей с зависимостями, алкоголизм, наркомания.
- Тема 5.2.Консультирование семей с нарушением детско-родительских отношений. Ребенок с симптомом в семейной системе.
- Тема 5.3.Консультирование семьи в ситуации супружеского развода
- Тема 5.5.Использование в семейном консультировании методов других психотерапевтических школ. Дальнейшее развитие системного подхода в 21 веке.
Элементы контроля
- Письменная работа «Анализ базового треугольника» (М.Боуэн)В качестве задания для текущего контроля по разделу 1 студентам предлагается выполнить письменную работу, направленную на анализ семейной системы - анализ «базового треугольника» (М. Боуэн) в собственной родительской семье студента в объеме примерно 500 печ. знаков. Студент должен представить схематически схематически базовый «треугольник» (элемент семейной генограммы) и обозначить на нем характер существующих отношений между всеми членами треугольника.
- КоллоквиумПримерные вопросы для коллоквиумов и для самостоятельной работы 1. Какова история ССТ? 2. В чем отличие семейной терапии, осуществляющейся в различных терапевтических подходах от Системной семейной психотерапии? 3. Назовите основные отличия психодинамической и системной терапевтической модели. 4.Раскройте содержание основных положений теории коммуникации: тотальность коммуни- кации, симметричность и комплиментарность, относительность пунктуации, цифровой и аналого- вый способ передачи информации, передающий и командный аспекты в коммуникации и парадокс, “двойная ловушка” и парадоксальное предписание. 5.Приведите примеры “двойного послания” и парадокса в коммуникации.6. Приведите примеры симптома как метафоры. Какие случаи (из указанной литературы) иллюстрируют это положение? 7. Что такое инверсированная иерархия и какая стратегия была разработана в работе Клу Маданес для ее преобразования?
- Упражнение-"виньетка"Формой текущего контроля по разделу 4 выступает подготовка и анализ учащимися «виньеток из семейной жизни» - студенты, разбившись на группы по 3-4 человека готовят короткую ( 3-4 мин) инсценировку, отражающее взаимодействие членов симулированной семьи. Инсценировки показываются и анализируются всей группой учащихся по очереди на практических занятиях. Группа должна быть готова «отреагировать в круге» возникшие у них реакции и состояния», оценить их возможное влияние на профессиональную позицию семейного консультанта. Должны быть выдвинуты системная гипотеза, представлены особенности структурной организации семейной системы, оценены возможный запрос такой семьи, а также возможная форма, логика и основные методы такой констультативной или психотерапевтической работы
- ЭкзаменПри получении учащимся всех оценок за текущий контроль по всем разделам 8 баллов и выше и посещении аудиторных занятий в обьеме не менее 75% , предусмотрена возможность проставление результирующей оценки по дисциплине без сдачи экзаменационного теста. Экзамен проводится в форме теста (письменно), в формате заполнения google-формы. Экзамен проводится на платформе zoom. К экзамену необходимо подключиться в назначенное время на сссылке, высланной преподавателем на корпоративную почту студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Аудиторная работа
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Экзамен + 0.2 * Письменная работа «Анализ базового треугольника» (М.Боуэн) + 0.2 * Коллоквиум + 0.3 * Упражнение-"виньетка"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Budinayte G.L., & Geronimus I.A. (2013). Application of solution focused brief therapy techniques in a helpline services. Konsulʹtativnaâ Psihologiâ i Psihoterapiâ, (4), 165. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.71b4e25eaefa484b976191ca77dcae02
- Budinayte G.L., & Kogan-Lerner L.B. (2011). Image of family structure by 6—8 years children in the situation of divorce. Konsulʹtativnaâ Psihologiâ i Psihoterapiâ, (2), 91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.70bdb5ebd72448a18762e325d66801d8
- Germain, C. B. (1975). Families and Family Therapy. By Salvador Minuchin. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1974. 268 pp. $10.00 and Uncommon Therapy: The Psychiatric Techniques of Milton H. Erickson, M.D. By Jay Haley. New York: W. W. Norton & Co., 1973. 313 pp. $8.95. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B01365BC
- Gladding, S. T. (2015). Family Therapy: History, Theory, and Practice, Global Edition (Vol. Sixth edition Global edition). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419523
- Индивидуальное и семейное психологичекое консультирование, Алешина, Ю. Е., 2004
- Коган-Лернер Л. Б., Орлова Е. С., & Быховец Ю. В. (n.d.). Взаимосвязь признаков посттравматического стресса и параметров структурной организации семейной системы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvzaimosvyaz-priznakov-posttravmaticheskogo-stressa-i-parametrov-strukturnoy-organizatsii-semeynoy-sistemy