Бакалавриат
2021/2022
Системная психофизиология
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Александров Юрий Иосифович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины «Системная психофизиология» является: дать студентам представления о физиологическом обеспечении основных психических процессов и функций; на практических занятиях студенты должны ознакомиться с некоторыми современными методами фундаментальной и прикладной психофизиологии. Дисциплина «Психофизиология» является основой для изучения и закрепления знаний по следующим дисциплинам: нейропсихология, психофизиология развития, социальная психофизиология, системная психофизиология. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть знаниями и компетенциями (пререквизиты) усвоенными в рамках следующих курсов: общая психология, психологический практикум, анатомия и физиология ЦНС. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: нейропсихология, клиническая психология, специальная психология. Формируемые компетенции: воспроизводить и использовать основные понятия системной психофизиологии, владеть ее основными методами, использовать основные принципы и методы системной психофизиологии, демонстрировать знание специальной литературы, обосновывать применение тех или иных методов для решения конкретных исследовательских или практических задач. Использовать знания и навыки в области системной психофизиологии для анализа литературных источников и самостоятельного решения исследовательской или практической задачи Использовать психофизиологические методы для решения практических задач. Представлять связи психофизиологии с другими разделами научной и практической психологии
Цель освоения дисциплины
- развитие навыков системного мышления, которое позволит представить себе альтернативу традиционному представлению о реактивности не только на организменном, но и на клеточном уровне, заменив его представлениями об активности и целенаправленности, развитых в Системной психофизиологии, теории функциональных систем, системно-эволюционном подходе.
- использование этих навыков для понимания путей существенного изменения методологии, задач и методов объективного исследования субъективного мира, его структуры и динамики в норме и патологии
Планируемые результаты обучения
- знает о существовании разных, конкруирующих представлений о специфических задачах психофизиологии при описании активности мозга и психики в норме и патологии
- знает о существовании разных, конкруирующих представлений о специфических задачах психофизиологии при описании активности мозга и психики в норме и патологии
- знает о существовании разных, конкурирующих представлений о специфических задачах психофизиологии при описании активности мозга и психики в норме и патологии
- имеет навыки использования системно-эволюционных представлений для формулировки задач, проведения исследований и интерпретации результатов экспериментальных работ в области психологии и когнитивной нейронауки
- использует выявленные различия для формулировки конкретных задач исследования, интерпретации результатов, полученных в рамках разных парадигм при изучении мозговых основ психики и поведения
- сравнивает имеющиеся в психофизиологии, нейронауках и психологии теории, относящиеся к конкурирующим парадигмам: активности и реактивности
- умеет обосновать источники и предпосылки существования указанных различий
Содержание учебной дисциплины
- Активность и реактивность в психологии и нейронауках: коэволюционирующие парадигмы; Актиностнореактивностная эклектика в нейронауке и психологии
- Теория функциональных систем П.К.Анохина; Опережающее отражение и происхождение жизни
- Интегративная деятельность нейрона; Метаболические «потребности» нейрона и детерминация его активности.
- Психофизиологическая проблема; Происхождение психики с позиций системного решения психофизиологической проблемы
- Системноэволюционная теория и специализаций нейронов
- Научение и память; Системное значение экспрессии генов при научении; реювенилизация; Инструктивные теории и системноселекционная теория научения
- Сознание и эмоции
- Мозг, психика и культура в системной перспективе
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.15 * Устный опрос + 0.5 * Устный экзамен + 0.15 * Устный мини-тест + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Психофизиология : учебник для вузов, Безденежных, Б. Н., 2001
- Психофизиология : учебник для вузов, Гринченко, Ю. В., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анатомия и физиология гомеостаза: Учебное пособие / Ю.Н. Самко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 94 с.: 60x88 1/16. - (Клиническая практика). (обложка) ISBN 978-5-16-009383-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/436483
- Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая : учебник / Т.М. Марютина. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 436 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/13521. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010790
- Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: Учебник/Марютина Т.М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 436 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010818-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/502847
- Психофизиология: Учебное пособие / Ю.Н. Самко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 154 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-009028-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418981
- Психофизиология: Учебное пособие/С.Г.Кривощеков, Р.И.Айзман - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 249 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009649-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/451796