• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Психология и нейрофизиология языка и речи

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бастиаансе Ивонна Рулинтье Мария, Малютина Светлана Александровна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина представляет собой широкий обзор основных понятий и современной тематики исследований в области психо-, нейро- и клинической лингвистики: например, о механизмах порождения и понимания речи на уровне слова, предложения, дискурса; о нарушениях этих механизмов при афазии; об усвоении языка; об этапах освоения чтения; о видах и причинах нарушений чтения (дислексии); о билингвизме; и о других исследованиях . В результате освоения дисциплины студенты получат представления о современном состоянии исследований на эти темы, усвоят базовые лингвистические понятия, а также разовьют навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов для экспериментальных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить базовые знания об основных понятиях лингвистики, психо- и нейролингвистики, клинической лингвистики.
  • Получить представление о современном состоянии и актуальной тематике психолингвистических и нейролингвистических исследований.
  • Сформировать навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов в исследования любой, в том числе нелингвистической, тематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Критическая оценка высказывания о положительной и отрицательной роли билингвизма.
  • Определение соотношения между диагностикой и терапией афазии.
  • Перечисление речевых симптомов неречевых неврологических и психиатрических нарушений.
  • Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
  • Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне предложения. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
  • Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне слова. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
  • Знание нейрональных основ лексико-семантической обработки.
  • Знание нейрональных основ синтаксической обработки.
  • Знание определения афазии и понимание её отличия от иных когнитивных расстройств.
  • Знание основных лингвистических понятий. Студент может определить, к какому лингвистическому уровню относится явление.
  • Критическая оценка методов обследования нейрональных основ языковой функции
  • Определение и распознавание симптомов и типа афазии.
  • Определение роли лингвистических факторов в механизмах чтения и использование этих факторов при составлении парадигм с регистрацией движений глаз
  • Определение типа афазии.
  • Перечисление и сравнение основных понятий дискурсивного уровня языковой обработки.
  • Перечисление и характеристика основных этапов усвоения языка и основных теории относительно его механизмов.
  • Перечисление принципов диагностики афазии.
  • Перечисление причин афазии
  • Перечисление целей нейролингвистического сопровождения нейрохирургических операций.
  • Сравнение и оценка адекватности соответствующих нейролингвистических заданий.
  • Формирование базовых представлених о нейрональных основах языковой функции.
  • Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
  • Формирование навыков подбора и критической оценки подходящих методов элиситации дискурса.
  • Формирование навыков распознавания нарушений в усвоении языка.
  • Характеристика билингвизма с точки зрения нескольких релевантных факторов.
  • Характеристика взаимосвязь речи и иных когнитивных функций (памяти, моторной функции и т. п.).
  • Уметь критически анализировать статьи об экспериментальных исследованиях
  • Знать ключевые этапы речевого развития у детей.
  • Ознакомиться с различными методами исследования речевого развития: наблюдение, стандартизированные тесты, эксперимент.
  • Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки речевого развития.
  • Иметь представление о том, как определять наиболее подходящий метод оценки речевого развития в соответствии с целями исследования.
  • Знать ключевые этапы развития навыков чтения у детей.
  • Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки навыков чтения.
  • Знать определение дислексии, понимать принципы дифференциальной диагностики дислексии и других нарушений чтения.
  • Понимать принципы построения классификаций дислексии.
  • Знать основные виды дислексии.
  • Ознакомиться с основными гипотезами о причинах дислексии, на базовом уровне понимать мозговые механизмы нарушений чтения.
  • Понимать ключевые принципы нейропсихологического подхода к коррекции нарушений чтения.
  • Понимать ключевые принципы лингвистически обоснованного подхода к выбору материала для коррекции нарушений чтения.
  • Знать ключевые компоненты комплексного подхода к коррекции дислексии (психологические, лингвистические, физиологические аспекты).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в лингвистику
  • Латерализация языковой обработки
  • Нейрональные основы языковой обработки по языковым уровням
  • Введение в афазиологию
  • Афатические нарушения на уровне слова и предложения
  • Диагностика и терапия афазии
  • Нейролингвистическое сопровождение нейрохирургических операций
  • Лексико-семантический уровень языковой обработки
  • Синтаксический уровень языковой обработки.
  • Дискурсивный уровень языковой обработки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание
    Всего студенты выполняют 14 домашних заданий (одно задание на каждую тему дисциплины). Оценка определяется перед итоговым контролем как средняя оценка по 10-балльной шкале за все заданные письменные домашние задания (округление арифметическим способом). Если задание сдаётся после еженедельного срока сдачи, но до срока сдачи последнего домашнего задания, то количество баллов за него снижается вдвое. Задания, сданные после срока сдачи последнего домашнего задания, не оцениваются; в таком случае или при несданном задании ставится оценка 0 баллов.
  • неблокирующий Письменная работа
    Экзамен проводится в письменной форме и состоит из вопросов с кратким ответом или выбором варианта ответа. Вопросы итогового экзамена охватывают все темы курса и могут относиться к содержанию презентаций к лекциям или обязательной литературы. Вопросы проверяют фактическое знание пройденного материала, способность к его обобщению и интерпретации. Экзамен оценивается по 10-балльной шкале
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Письменное домашнее задание + 0.5 * Письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ellis, A. W., & Young, A. W. (2013). Human Cognitive Neuropsychology (Classic Edition) (Vol. Classic ed). Hove, East Sussex: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=634610
  • Kousaie, S., Sheppard, C., Lemieux, M., Monetta, L., & Taler, V. (2014). Executive function and bilingualism in young and older adults. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7050CA07
  • Small, S. L., & Hickok, G. (2016). Neurobiology of Language. Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1053002
  • The retrieval and inflection of verbs in the spontaneous speech of fluent aphasic speakers. (2011). Journal of Neurolinguistics, 24(2), 163–172. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2010.02.006
  • Verb retrieval in action naming and spontaneous speech in agrammatic and anemic aphasia. (1998). Aphasiology, 12(11), 951–969. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.ad438f66.7373.470d.adfb.6468a4166b02

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
  • Whitaker, H. A., & Stemmer, B. (2008). Handbook of the Neuroscience of Language (Vol. 1st ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=230896

Авторы

  • Бастиаансе Ивонна Рулинтье Мария -
  • Малютина Светлана Александровна