• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Психология межличностных взаимоотношений 2

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Балезина Марьяна Евгеньевна, Котова Марина Викторовна, Романова Марина Олеговна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Примечание: Нижеследующая программа является второй частью программы курса «Психология межличностных отношений» и описывает содержание курса, реализуемое во втором модуле. Цели и планируемые результаты обучения указаны для курса в целом; то же верно и для форм контроля. Курс «Психология межличностных взаимоотношений» разработан для студентов четвертого курса ОП «Психология» и предполагает знание ранее изученных курсов «Социальная психология», «Психология личности и индивидуальных различий», а также знание методологии научного исследования. Курс нацелен на ознакомление студентов с данными исследований, которые сфокусированы на изучении взаимосвязи индивидуального и группового в поведении человека. Материалы курса включают пять разделов: 1) мотивация принадлежности и социальное исключение; 2) взаимозависимость и координация; 3) мотивация альтруистического поведения; 4) представления о справедливости; 5) обман и честность во взаимодействии. В ходе освоения курса студенты знакомятся с теоретическими подходами и данными эмпирических исследований, анализируют и представляют дополнительные материалы по курсу, разрабатывают проект своего собственного исследования, основанного на материалах курса. Курс включает 10 лекционных (20 ак. часов) и 12 семинарских (24 ак. часа) занятий и длится в течение двух модулей. При освоении курса оцениваются следующие элементы контроля: аудиторная работа на семинарских занятиях (вес 0.3 в итоговой оценке); выполнение самостоятельной работы (0.2); проект исследования (0.3) и тест (0.2).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с базовыми теориями и результатами исследований феноменов межличностного взаимодействия.
  • Развить навыки анализировать и сопоставлять различные исследовательские подходы, оценивать их сильные и слабые стороны.
  • Развить навыки разрабатывать собственный фундаментальный или прикладной исследовательский проект, основанный на материалах курса.
  • Развить навыки студентов по участию в научной дискуссии, представлению и аргументации своей позиции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками анализа научной литературы и корректного представления данных психологического исследования.
  • Студент владеет навыками поиска информации в научных базах данных.
  • Студент владеет навыками участия в научной дискуссии, аргументации и представления своей точки зрения.
  • Студент знает ключевые феномены, составляющие структуру курса; теоретические подходы к их пониманию; существующие методики и техники их измерения.
  • Студент знает основные методологические принципы конструирования психологического исследования.
  • Студент умеет разрабатывать проблему, цель и дизайн исследования, релевантные материалам курса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Мотивация принадлежности и социальное исключение
  • Раздел 2. Взаимозависимость и координация
  • Раздел 3. Мотивация альтруистического поведения
  • Раздел 4. Представления о справедливости
  • Раздел 5. Обман и честность во взаимодействии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Не подлежит пересдаче. Оценка по аудиторной работе складывается из различного рода активностей, которые происходят на семинарских занятиях (обсуждение прочитанной литературы, выполнение заданий на семинарах, представление результатов выполненной работы). В течение каждого семинарского занятия студент набирает баллы (от 0 – отсутствие на занятии, до максимально возможного на этом занятии), которые далее суммируются и трансформируются в 10-ти балльную шкалу при завершении курса.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Не подлежит пересдаче. Самостоятельная работа заключается в анализе статьи из списка дополнительной литературы по курсу. Студент может как представить результаты анализа в виде презентации, так и написать письменный аналитический отчет. Подробное описание задания предоставляется студентам в начале курса и размещается в LMS. Датой предоставления отчета/презентации является дата семинара, посвященного соответствующей теме курса. Результат работы оценивается в 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Проект исследования
    Проект исследования разрабатывается студентами в течение курса и является интеграцией знаний, полученных в ходе освоения курса, индивидуальных исследовательских предпочтений студента и навыков конструирования психологического исследования, полученных в ходе освоения образовательной программы. Проект исследования может быть как фундаментальным, так и прикладным по своему типу. Проект исследования представляет собой полностью спланированное исследование (от постановки проблемы до методик измерения), которое готово к реализации. Подробное описание задания и критерии оценивания предоставляются студентам в ходе первого семинарского занятия по курсу, а также размещаются на страницах курса в LMS. Дата предоставления отчета по проекту исследования устанавливается на последней учебной неделе второго модуля.
  • неблокирующий Тест
    Тест направлен на проверку знаний студентами материалов лекционных занятий и домашнего чтения. Тест включает 40 вопросов с заданными вариантами ответов (от 3 до 5 вариантов), где студенту необходимо выбрать правильный вариант. Ответ на каждый вопрос оценивается как верный, либо неверный, процент верных ответов переводится далее в 10-балльную шкалу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Проект исследования + 0.2 * Тест + 0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anna E. van ’t Veer, Mariëlle Stel, & Ilja van Beest. (2014). Limited capacity to lie: Cognitive load interferes with being dishonest. Judgment and Decision Making, 9(3), 199–206.
  • De Kwaadsteniet, E. W., Homan, A. C., van Dijk, E., & van Beest, I. (2012). Social information as a cue for tacit coordination. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BB7129C6
  • Fehr, E., & Gachter, S. (2002). Altruistic punishment in humans. Nature, 415(6868), 137. https://doi.org/10.1038/415137a
  • Johan C. Karremans, & Ilja Van Beest. (2006). Procedural justice and the hedonic principle: How approach and avoidance motivation influences the psychology of voice. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECAD571A
  • Kees Van Den Bos, P Marijn Poortvliet, Marjolein Maas, Joost Miedema, & Ernst-Jan Van Den Ham. (2005). An enquiry concerning the principles of cultural norms and values: The impact of uncertainty and mortality salience on reactions to violations and bolstering of cultural worldviews. Http://Members.Casema.Nl/Marijnpoortvliet/JESP%202005.Pdf.
  • Marcel Zeelenberg, Rob M. A. Nelissen, Seger M. Breugelmans, & Rik Pieters. (2008). On emotion specificity in decision making: why feeling is for doing. Judgment and Decision Making, 18.
  • Olekalns, M., & Smith, P. (2009). Mutually Dependent: Power, Trust, Affect and the Use of Deception in Negotiation. In Journal of Business Ethics (Vol. 85, Issue 3, pp. 347–365). https://doi.org/10.1007/s10551-008-9774-4
  • Robert Axelrod, & William D. Hamilton. (1981). The Evolution of Cooperation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9020CEF6
  • S. Shalvi, O. Eldar, & Y. Bereby-Meyer. (2012). Honesty requires time (and lack of justifications). https://doi.org/10.1177/0956797612443835
  • Som B Ale, Joel S Brown, & Amy T Sullivan. (2013). Evolution of cooperation: combining kin selection and reciprocal altruism into matrix games with social dilemmas. PLoS ONE, (5), e63761. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0063761
  • What is moral about guilt? Acting “prosocially” at the disadvantage of others. (2011). Journal of Personality and Social Psychology, 100(3), 462–473. https://doi.org/10.1037/a0021459

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beest, I. V., Dijk, E. V., & Wilke, H. (2004). Resources and alternatives in coalition formation: The effects on payoff, self-serving behaviour, and bargaining length. European Journal of Social Psychology, 34(6), 713–728. https://doi.org/10.1002/ejsp.226
  • Beest, I. V., Van Kleef, G. A., Dijk, E. V., ISSN: 0022-1031 ; EISSN: 1096-0465 ; Journal of Experimental Social Psychology ; https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00597810 ; Journal of Experimental Social Psychology, Elsevier, 2008, & 44 (4). (2008). Get Angry, Get Out: The Interpersonal Effects of Anger Communication in Multiparty Negotiation. ISSN: 0022-1031. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2008.02.008
  • Bos, K. van den, Ham, J., Lind, E. A., Simonis, M., Essen, W. J. van, & Rijpkema, M. (2012). Justice and the Human Alarm System: The Impact of Exclamation Points and Flashing Lights on the Justice Judgment Process. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.59D2ED65
  • Cozzolino, P. J. (2011). Trust, cooperation, and equality: A psychological analysis of the formation of social capital. British Journal of Social Psychology, 50(2), 302–320. https://doi.org/10.1348/014466610X519610
  • Differentiated distributive justice preferences?: Configurations of preferences for equality, equity and need in three welfare domains. (2020). Social Justice Research, 33(3), 257–283. https://doi.org/10.1007/s11211-020-00354-9
  • Gino, F., & Ariely, D. (2012). The Dark Side of Creativity: Original Thinkers Can Be More Dishonest. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C3CF1290
  • Greene, J. D., Cushman, F. A., Stewart, L. E., Lowenberg, K., Nystrom, L. E., & Cohen, J. D. (2009). Pushing Moral Buttons: The Interaction Between Personal Force and Intention in Moral Judgment. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2009.02.001
  • Hogg, M. A., Kruglanski, A., & Bos, K. (2013). Uncertainty and the Roots of Extremism. Journal of Social Issues, 69(3), 407–418. https://doi.org/10.1111/josi.12021
  • Jens H. Hellmann, Anne eBerthold, Jonas H. Rees, & Deborah F. Hellmann. (2015). A letter for Dr. Outgroup: On the effects of an indicator of competence and chances for altruism toward a member of a stigmatized out-group. Frontiers in Psychology, 6. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01422
  • Koning, L., Dijk, E. van, Beest, I. van, & Steinel, W. (2010). An Instrumental Account of Deception and Reactions to Deceit in Bargaining. Business Ethics Quarterly, 20(1), 57–73. https://doi.org/10.5840/beq20102015
  • Lewisch, P. (2020). Altruistic Punishment: The Golden Keystone of Human Cooperation and Social Stability? Analyse & Kritik ; Volume 42, Issue 2, Page 255-284 ; ISSN 2365-9858 0171-5860. https://doi.org/10.1515/auk-2020-0011
  • Lieven Brebels, David De Cremer, & Constantine Sedikides. (2008). Retaliation as a response to procedural unfairness: A self-regulatory approach. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7ED5A0C4
  • Martin A. Nowak. (2013). Evolution, Games, and God : The Principle of Cooperation. Harvard University Press.
  • Mazar, N., Amir, O., & Ariely, D. (2008). The Dishonesty of Honest People: A Theory of Self-Concept Maintenance. Journal of Marketing Research (JMR), 45(6), 633–644. https://doi.org/10.1509/jmkr.45.6.633
  • Mead, N. L., Baumeister, R. F., Gino, F., Schweitzer, M. E., & Ariely, D. (2009). Too Tired to Tell the Truth: Self-Control Resource Depletion and Dishonesty. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.65331BA3
  • Miron, A. M., Warner, R. H., & Branscombe, N. R. (2011). Accounting for group differences in appraisals of social inequality: Differential injustice standards. British Journal of Social Psychology, 50(2), 342–353. https://doi.org/10.1111/j.2044-8309.2010.02009.x
  • Mizrahi, D., Laufer, I., & Zuckerman, I. (2020). Collectivism-individualism: Strategic behavior in tacit coordination games. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0226929
  • Mussweiler, T., & Ockenfels, A. (2013). Similarity increases altruistic punishment in humans. https://doi.org/10.1073/pnas.1215443110
  • Przepiorka, W., & Diekmann, A. (2015). Punitive preferences, monetary incentives and tacit coordination in the punishment of defectors promote cooperation in humans. https://doi.org/10.3929/ETHZ-B-000101699
  • Reeskens, T., & van Oorschot, W. (2013). Equity, equality, or need? A study of popular preferences for welfare redistribution principles across 24 European countries. Journal of European Public Policy, 20(8), 1174–1195. https://doi.org/10.1080/13501763.2012.752064
  • Riolo, R. L., Cohen, M. D., & Axelrod, R. (2001). Evolution of cooperation without reciprocity. Nature, 414(6862), 441. https://doi.org/10.1038/35106555
  • Roy F. Baumeister, Kathleen D. Vohs, C. Nathan Dewall, Liqing Zhang, Pers Soc, & Psychol Rev. (n.d.). How Emotion Shapes Behavior: Feedback, Anticipation, and Reflection, Rather Than Direct Causation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C19E5AD0
  • Shriver, E. R. (2006). The Effects of Group Composition and Task Structure on Tacit Coordination in Small Groups.
  • Stefania Sitzia, & Jiwei Zheng. (2018). Group behaviour in tacit coordination games with focal points: An experimental investigation. Working Paper Series, University of East Anglia, Centre for Behavioural and Experimental Social Science (CBESS).
  • Teper, R., Zhong, C., & Inzlicht, M. (2015). How Emotions Shape Moral Behavior: Some Answers (and Questions) for the Field of Moral Psychology. Social & Personality Psychology Compass, 9(1), 1–14. https://doi.org/10.1111/spc3.12154
  • Van Beest, I., Steinel, W., Murnighan, J. K., ISSN: 0022-1031 ; EISSN: 1096-0465 ; Journal of Experimental Social Psychology ; https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00981133 ; Journal of Experimental Social Psychology, & Elsevier. (2011). Honesty Pays: On the Benefits of Having and Disclosing Information in Coalition Bargaining. ISSN: 0022-1031. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2011.02.013
  • van Beest, I., Williams, K. D., & van Dijk, E. (2011). Cyberbomb:Effects of being ostracized from a death game. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.96158DC2
  • Yang, S. R., & Jiang, A. Y. (2019). Ethnic minority patients need equity, not just equality. https://doi.org/10.1136/bmj.l5440

Авторы

  • Сариева Ирена Ремаевна
  • Котова Марина Викторовна