Бакалавриат
2021/2022
Маркетинговые исследования и ситуационный анализ
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бездудный Роман Михайлович,
Зуров Михаил Михайлович,
Музыкант Петр Валерьевич,
Разгильдина Елена Никитовна,
Хохлова Карина Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ» является подготовка специалистов, способных на базовом уровне оценивать рыночную ситуацию заданного сегмента, планировать и контролировать набор маркетинговых исследований, соответствующих маркетинговой стратегии компании и рыночной ситуации. В результате освоения дисциплины студенты будут знать:основные виды и методы исследований рынка;основные источники информации, используемые для оценки объема рынка;методы исследований рынка, используемые для тестирования каждого из элементов маркетинг микса; Будут уметь: самостоятельно описывать рыночную ситуацию заданного рынка или сегмента рынка; определять набор исследований, необходимых для решения маркетинговой задачи;формулировать задание на проведение исследования рынка.
Цель освоения дисциплины
- Подготовка специалистов, способных на базовом уровне оценивать рыночную ситуацию заданного сегмента, планировать и контролировать набор маркетинговых исследований, соответствующих маркетинговой стратегии компании и рыночной ситуации.
Планируемые результаты обучения
- владеет методиками по проектированию CJM, изучению поведения потребителей в торговой точке.
- знает основные виды маркетинговых исследований потребителей: сущность, преимущества и ограничения; знает набор исследовательских методик, необходимых для решения маркетинговых задач; умеет грамотно ставить цели и задачи на проведение маркетингового исследования в виде технического задания (брифа); знает основные этапы проведения маркетингового исследования.
- знает основные источники данных для анализа рынка с точки зрения его потенциала, места компаний и брендов; понимает значение каждого источника данных с точки зрения специфики измеряемых показателей.
- знает основные методики по тестированию рекламных роликов; знает основные этапы пре-тестов роликов и алгоритм построения анкеты; понимает, как оценивается «эффективное донесения эффективного сообщения».
- знает основные подходы маркетинговых исследований, направленных на определении оптимальной цены продукта; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы относительно оптимальной цены.
- знает подходы по прогнозированию; умеет обобщать информацию относительно трендов на рынке
- знает простые метрики и понимает сущность сложных видов анализа.
- знает, как использовать методику PEST для анализа внешней среды; понимает значение аудита розничной торговли для целей маркетинга; ориентируется в основных «фактах» ритейл-аудита; умеет рассчитывать нумерическую и взвешенную дистрибуцию.
- знает, как используются результаты маркетинговых исследований в производственной компании; понимает основные принципы взаимодействия с исследовательскими агентствами.
- может выделить существенные параметры для рекрутинга респондентов; умеет составлять композицию фокус-групп; умеет составлять гайд для качественного исследования.
- может выделить существенные параметры для составления отборочной анкеты и умеет составлять план анкеты в качественном исследовании.
- понимает роль, значение, функции отдела маркетинговых исследований с точки зрения consumer insights и business intelligence в структуре коммерческих компаний.
- понимает суть метода сегментации, знает виды и принципы сегментации; умеет давать краткое и развернутое описание сегмента (потребительской типологии).
- понимает суть методики, позволяющей спрогнозировать объем продаж нового продукта или услуги при различных уровнях известности, дистрибуции и цены.
- разбирается в ограничениях, сложностях и особенностях проведения маркетинговых исследований.
- умеет анализировать данные исследований по тестированию продуктов и упаковки; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы и составлять рекомендации для принятия бизнес-решений.
- умеет анализировать данные трекинга эффективности рекламной кампании на рынке (влияние на KPIs марки), понимание сути понятий «краткосрочная» и «долгосрочная» мотивация
- умеет составлять, анализировать и тестировать концепции для инноваций и реноваций.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Что такое маркетинговые исследования и для чего они нужны.
- Тема 2. Анализ рыночной ситуации.
- Тема 3. Прочие источники данных для анализа рыночной ситуации.
- Тема.4. Виды исследований. Постановка задачи исследования (бриф).
- Тема 5. Качественные методы исследования потребителей
- Тема 6. Количественные методы исследования рынка и потребителей. Требования к анкете.
- Тема 7. Количественные методы исследования рынка и потребителя. Анализ данных
- Тема 8. Маркетинговые исследования: план и реальность
- Тема 9. Изучение целевой аудитории. Подходы к сегментации потребителей
- Тема 10. Разработка и тестирование новинок
- Тема 11. Тестирование коммуникации бренда.
- Тема 12. Продукт и его составляющие. Тестирование продукта и упаковки.
- Тема 13. Ценовые маркетинговые исследования
- Тема 14. Тестирование готового Marketing Mix. Прогнозирование объемов запуска
- Тема 15. Исследования покупательского поведения.
- Тема 16. Исследования на этапе регулярной операционной деятельности компании. Трекинг рекламы и здоровья марки.
- Тема 17. Роль исследований в стратегическом маркетинговом планировании.
- Тема 18. Эволюция требований, предъявляемых к результатам маркетинговых исследований. Карьера в области маркетинговых исследований.
Элементы контроля
- решение кейсов3 кейса в течение курса, выполнение в группах по 4-5 человек в рамках домашнего задания
- экзаменЭкзамен проводится на платформе Smart LMS https://edu.hse.ru/. Правила проведения экзамена прикреплены в примерах заданий.
- Промежуточная контрольная работа
- Домашняя работа (в 4-м модуле)
- Домашние работы (в 3-м модуле)
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.15 * Промежуточная контрольная работа + 0.2 * Домашние работы (в 3-м модуле) + 0.15 * экзамен + 0.3 * решение кейсов + 0.2 * Домашняя работа (в 4-м модуле)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.: 60x88 1/16. - (Учебные издания для бакалавров) ISBN 978-5-394-01470-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/336541
Рекомендуемая дополнительная литература
- Маркетинговые коммуникации: Учебник / Под ред. И.Н. Красюк. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004956-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/247665