Бакалавриат
2021/2022
Психология межличностных взаимоотношений 1
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Примечание: Нижеследующая программа является первой частью программы курса «Психология межличностных отношений» и описывает содержание курса, реализуемое в первом модуле. Цели и планируемые результаты обучения указаны для курса в целом. То же верно и для форм контроля, однако предоставление итога работы по проекту исследования происходит во втором модуле, равно как и прохождение теста. Курс «Психология межличностных взаимоотношений» разработан для студентов четвертого курса ОП «Психология» и предполагает знание ранее изученных курсов «Социальная психология», «Психология личности и индивидуальных различий», а также знание методологии научного исследования. Курс нацелен на ознакомление студентов с данными исследований, которые сфокусированы на изучении взаимосвязи индивидуального и группового в поведении человека. Материалы курса включают пять разделов: 1) мотивация принадлежности и социальное исключение; 2) взаимозависимость и координация; 3) мотивация альтруистического поведения; 4) представления о справедливости; 5) обман и честность во взаимодействии. В ходе освоения курса студенты знакомятся с теоретическими подходами и данными эмпирических исследований, анализируют и представляют дополнительные материалы по курсу, разрабатывают проект своего собственного исследования, основанного на материалах курса. Курс включает 10 лекционных (20 ак. часов) и 12 семинарских (24 ак. часа) занятий и длится в течение двух модулей. При освоении курса оцениваются следующие элементы контроля: аудиторная работа на семинарских занятиях (вес 0.3 в итоговой оценке); выполнение самостоятельной работы (0.2); проект исследования (0.3) и тест (0.2).
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с базовыми теориями и результатами исследований феноменов межличностного взаимодействия.
- Развить навыки анализировать и сопоставлять различные исследовательские подходы, оценивать их сильные и слабые стороны.
- Развить навыки разрабатывать собственный фундаментальный или прикладной исследовательский проект, основанный на материалах курса.
- Развить навыки студентов по участию в научной дискуссии, представлению и аргументации своей позиции.
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет навыками анализа научной литературы и корректного представления данных психологического исследования.
- Студент владеет навыками поиска информации в научных базах данных.
- Студент владеет навыками участия в научной дискуссии, аргументации и представления своей точки зрения.
- Студент знает ключевые феномены, составляющие структуру курса; теоретические подходы к их пониманию; существующие методики и техники их измерения.
- Студент знает основные методологические принципы конструирования психологического исследования.
- Студент умеет разрабатывать проблему, цель и дизайн исследования, релевантные материалам курса.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Мотивация принадлежности и социальное исключение
- Раздел 2. Взаимозависимость и координация
Элементы контроля
- Аудиторная работаНе подлежит пересдаче. Оценка по аудиторной работе складывается из различного рода активностей, которые происходят на семинарских занятиях (обсуждение прочитанной литературы, выполнение заданий на семинарах, представление результатов выполненной работы). В течение каждого семинарского занятия студент набирает баллы (от 0 – отсутствие на занятии, до максимально возможного на этом занятии), которые далее суммируются и трансформируются в 10-ти балльную шкалу при завершении курса.
- Самостоятельная работаНе подлежит пересдаче. Самостоятельная работа заключается в анализе статьи из списка дополнительной литературы по курсу. Студент может как представить результаты анализа в виде презентации, так и написать письменный аналитический отчет. Подробное описание задания предоставляется студентам в начале курса и размещается в LMS. Датой предоставления отчета/презентации является дата семинара, посвященного соответствующей теме курса. Результат работы оценивается в 10-ти балльной шкале.
- Проект исследованияПроект исследования разрабатывается студентами в течение курса и является интеграцией знаний, полученных в ходе освоения курса, индивидуальных исследовательских предпочтений студента и навыков конструирования психологического исследования, полученных в ходе освоения образовательной программы. Проект исследования может быть как фундаментальным, так и прикладным по своему типу. Проект исследования представляет собой полностью спланированное исследование (от постановки проблемы до методик измерения), которое готово к реализации. Подробное описание задания и критерии оценивания предоставляются студентам в ходе первого семинарского занятия по курсу, а также размещаются на страницах курса в LMS. Дата предоставления отчета по проекту исследования устанавливается на последней учебной неделе второго модуля.
- ТестТест направлен на проверку знаний студентами материалов лекционных занятий и домашнего чтения. Тест включает 40 вопросов с заданными вариантами ответов (от 3 до 5 вариантов), где студенту необходимо выбрать правильный вариант. Ответ на каждый вопрос оценивается как верный, либо неверный, процент верных ответов переводится далее в 10-балльную шкалу.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.3 * Проект исследования + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.2 * Тест + 0.3 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hartgerink, C. H. J., van Beest, I., Wicherts, J. M., & Williams, K. D. (2015). The Ordinal Effects of Ostracism: A Meta-Analysis of 120 Cyberball Studies. PLOS ONE ; Volume 10, Issue 5, Page E0127002 ; ISSN 1932-6203. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0127002
- Heine, S. J. (2009). Culture and the need for positive self-regard : the Japanese case.
- Leary, M., Kelly, K., Cottrell, C., & Schreindorfer, L. (2013). Construct Validity of the Need to Belong Scale: Mapping the Nomological Network. Journal of Personality Assessment, 95(6), 610–624. https://doi.org/10.1080/00223891.2013.819511
- van Beest, I., Williams, K. D., & van Dijk, E. (2011). Cyberbomb:Effects of being ostracized from a death game. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.96158DC2
Рекомендуемая дополнительная литература
- C. Nathan Dewall, Roy F. Baumeister, & Kathleen D. Vohs. (n.d.). Satiated With Belongingness? Effects of Acceptance, Rejection, and Task Framing on Self-Regulatory Performance. Http://Www.Carlsonschool.Umn.Edu/Assets/113126.Pdf.
- Hawkley, L. C., Williams, K. D., & Cacioppo, J. T. (2011). Responses to ostracism across adulthood. https://doi.org/10.1093/scan/nsq045
- Heine, S. J., Kitayama, S., & Hamamura, T. (2007). Which studies test whether self-enhancement is pancultural? Reply to Sedikides, Gaertner, and Vevea, 2007. Asian Journal of Social Psychology, 10(3), 198–200. https://doi.org/10.1111/j.1467-839X.2007.00226.x
- John Hummel, Mark Whatley, David Monetti, Deborah Briihl, & Katharine Adams. (2009). Using the Sixth Edition of the APA Manual: A Guide for Students. Georgia Educational Researcher, 7(2). https://doi.org/10.20429/ger.2009.070201
- MacKenzie, M. J., & Baumeister, R. F. (2019). Motivated gratitude and the need to belong: Social exclusion increases gratitude for people low in trait entitlement. Motivation & Emotion, 43(3), 412–433. https://doi.org/10.1007/s11031-018-09749-3
- Nezlek, J. B., Wesselmann, E. D., Wheeler, L., & Williams, K. D. (2015). Ostracism in Everyday Life: The Effects of Ostracism on Those Who Ostracize. Journal of Social Psychology, 155(5), 432–451. https://doi.org/10.1080/00224545.2015.1062351
- Van Beest, I., Andeweg, R. B., Koning, L., Van Lange, P. A. M., ISSN: 1368-4302 ; EISSN: 1461-7188 ; Group Processes and Intergroup Relations ; https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00571676 ; Group Processes and Intergroup Relations, SAGE Publications, 2008, & 11 (1). (2008). Do Groups Exclude Others More Readily Than Individuals in Coalition Formation? ISSN: 1368-4302. https://doi.org/10.1177/1368430207084846