Бакалавриат
2021/2022
Управление конфликтами
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Миронова Оксана Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данной дисциплины студент знакомится с теоретическим обзором по проблематике и феноменологии конфликта, изучает взаимодействие людей в конфликтных ситуациях, осваивает переговорные модели разрешения конфликтов,а также теорию и практику оказания психологической помощи при возникновении и разрешении конфликтов. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать основные направления и периоды становления отечественной и зарубежной конфликтологии. 2. Знать общенаучные и частные принципы изучения конфликтов. 3. Знать основные виды конфликтов, вынужденных контактов и их особенности 4. Знать основные стадии переговорного процесса, способы его организации 5. Иметь навыки ситуационного анализа конфликта. 6. Иметь навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Социальная психология. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1. Знания базовых психологических теорий и направлений. 2. Знание социально-психологических методов исследования. 3. Знание сторон, видов, особенностей общения. 4. Знание специфики группового взаимодействия и функций лидера. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1. Семейное консультирование. 2. Методы оценка персонала. 3. Психология агрессии 4. Выпускная квалификационная работа.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с общими теоретическими основами конфликтологии, с базовыми категориями, понятиями и исследовательскими проблемами
- Знакомство с практическими основами современной конфликтологии
- Развитие способности к анализу и управлению конфликтами
Планируемые результаты обучения
- Студент способен проанализировать причины и содержание конфликтов с позиций различных теорий
- Студент знает общенаучные и частные принципы изучения конфликтов
- Студент знает основные аспекты и виды деятельности по управлению конфликтами
- Студент знает основные виды конфликтов и их особенности
- Студент знает основные направления и периоды становления отечественной и зарубежной конфликтологии
- Студент знает основные особенности вынужденных контактов, их отличия от конфликтов
- Студент знает признаки, объективные и психологические составляющие, функции межличностных конфликтов
- Студент знает психологические основы переговорного процесса
- Студент способен анализировать динамику конфликта и возможности разрешения конфликтной ситуации в зависимости от периода развития
- Студент способен анализировать различные виды конфликтогенов, блокировать эскалацию межличностных конфликтов, осуществлять эффективное взаимодействие в условиях «втягивания» в конфликт
- Студент способен проанализировать ситуацию вынужденного контакта: детерминанты, особенности, представить прогнозы развития
- Студент способен разработать программу анализа конкретной ситуации конфликта
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История становления психологии конфликта как отрасли конфликтологии
- Тема 2. Научный анализ конфликтов: методология и методы
- Тема 3. Классификация конфликтов и особенности их динамики
- Тема 4. Межличностный конфликт: теоретический и практический аспекты
- Тема 5. Вынужденные контакты в межличностном взаимодействии
- Тема 6. Понятие и содержание управления конфликтами
- Тема 7. Переговоры как главный способ разрешения конфликтов
Элементы контроля
- Задание для самостоятельной работы 1. Аналитический обзор по проблемам конфликтологии
- Работа на семинарских занятияхПолучить 10 баллов за активность на практических занятиях может студент, набравший по итогам работы на семинарах 9 баллов и выполнивший дополнительное задание. Необходимо выполнить задание за семь дней до начала сессии (инициативный запрос от студента, тема выдается преподавателем) - презентацию по проблематике конфликтологии с использованием современных (за последние пять лет) зарубежных и отечественных исследований (не менее 40 содержательных слайдов).
- Задание для самостоятельной работы 2. Ситуационный анализ конфликта
- ЭкзаменСтудент освобождается от экзамена (прохождения теста), получивший 9 и 10 баллов за все самостоятельные работы и активность на семинарских занятиях. В таком случае итоговая оценка зависит от количественного соотношения 9 и 10 в перечисленных видах работы (если больше девяток, то итоговый балл «9», если больше десяток, то «10»). Также освобождаются от экзамена студенты, получившие за все самостоятельные работы и активность на семинарских занятиях 8, 9, 10 баллов, но тогда итоговая оценка не зависит от количественного соотношения 8, 9, 10. В таком случае итоговый балл будет 8 (даже при условии одной 8). Для всех студентов, сдающих экзамен, итоговая оценка рассчитывается по формуле.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Задание для самостоятельной работы 1. Аналитический обзор по проблемам конфликтологии + 0.1 * Задание для самостоятельной работы 2. Ситуационный анализ конфликта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Актуальные проблемы конфликтологии, Анцупов, А. Я., 2011
- Деловые переговоры : стратегия победы, Головина, А. С., 2007
- Контакты и конфликты : общение в работе руководителя, Линчевский, Э. Э., 2000
- Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов, Анцупов, А. Я., 2006
- Конфликтология, Анцупов, А. Я., 2013
- На эмоциях : как улаживать самые болезненные конфликты в семье и на работе, Шапиро, Д., 2018
- Наши внутренние конфликты : конструктивная теория невроза, Хорни, К., 2013
- Переговоры - фасилитация - медиация : учеб. пособие для вузов, Чумиков, А. Н., 2014
- Переговоры без поражения. Гарвардский метод, Фишер, Р., 2013
- Психология конфликта, Гришина, Н. В., 2006
- Психология личности в конфликте : учеб. пособие, Богданов, Е. Н., 2004
- Словарь конфликтолога, 2-е изд., 528 с., Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И., 2006
- Управление конфликтами, Шейнов, В. П., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов : учеб. пособие для вузов, Светлов, В. А., 2012
- Ключевые переговоры : что и как говорить, когда ставки высоки, Паттерсон, К., 2011
- Контактоподдерживающие слова в японском бытовом диалоге : автореф. дис. ... канд. филологических наук : 10.02.22, Горохова, Т. Н., 2011
- Конфликтология : курс лекций, Громова, О. Н., 2001
- Конфликтология : учеб. пособие для вузов, Бабосов, Е. М., 2000
- Конфликтология : учебник для вузов, Аллахвердова, О. В., 2001
- Конфликтология, Волков, Б. С., 2005
- Люди - "начинка" брэнда : восемь основных требований для установления психологического контакта ваших сотрудников с вашим бизнесом, Сартейн, Л., 2007
- Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов, Решетникова, К. В., 2010
- Основы социально - психологических исследований : учебник для вузов, Анцупов, А. Я., 2007
- Первичная консультация : установление контакта и завоевание доверия, Файн, С., 2003
- Переговоры : полный курс, Кеннеди, Г., 2011
- Переговоры в бизнесе : практ. пособие: пер. с англ., Стил, П. Т., 2004
- Пересмотренный гештальт : новый подход к контакту и сопротивлению, Уилер, Г., 2016
- Политическая конфликтология : учеб. пособие для вузов, Козырев, Г. И., 2013
- Практическая психология конфликта : учеб. пособие, Ложкин, Г. В., 2002
- Принципы права вооруженных конфликтов : курс лекций: пер. с фр., Давид, Э., 2011
- Психология и этика делового контакта, Шейнов, В. П., 1997
- Российская конфликтология : аналит. обзор 607 диссертаций. ХХ век, Анцупов, А. Я., 2004
- Управление конфликтами в организации : учебник и практикум для академического бакалавриата, Емельянов, C. М., 2018