Бакалавриат
2020/2021
Микроэкономика 2
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Где читается:
Факультет экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
75
Программа дисциплины
Аннотация
«Микроэкономика» как учебная дисциплина обеспечивает приобретение студентами знаний по таким основным разделам микроэкономики, как рыночные структуры, общее равновесие, экономика благосостояния, теория асимметричной информации. Изучение дисциплины «Микроэкономика» способствует формированию системы знаний о субъектах экономики, явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.
Цель освоения дисциплины
- изучение студентами основных разделов микроэкономики: поведение потребителя, поведение производителя, рыночные структуры, общее равновесие, экономика благосостояния, теория асимметричной информации
- изучение моделей принятия экономических решений домашними хозяйствами и фирмами и форм их взаимодействия при определении объемов выпуска и цен товаров и факторов производства и распределения ресурсов
- изучение принципов микроэкономической политики и роли правительства в распределении ресурсов
- развитие у студентов навыков качественного и количественного анализа экономических моделей, явлений и процессов
- формирование у студентов навыков самостоятельной работы с литературой, электронными ресурсами и Интернет-источниками
Планируемые результаты обучения
- Знает модели экономики чистого обмена.
- Умеет анализировать параметры равновесия, знает теоремы экономики благосостояния.
- Умеет анализировать экономические модели и процессы с учетом внешних эффектов, способен выбирать варианты управленческих решений на основе критериев эффективности.
- Умеет анализировать экономические модели и процессы с учетом общественных благ, способен выбирать варианты управленческих решений на основе критериев эффективности.
- Умеет анализировать экономические модели и процессы с учетом асимметричной информации, способен выбирать варианты управленческих решений на основе критериев эффективности
- Разбирается в терминах и понятиях теории рыночных структур, решает задачи на нахождение равновесия на рынке в различных экономических моделях рынка
Содержание учебной дисциплины
- Олигополия: стратегическое поведение фирмОлигополия: характерные черты и причины распространения. Стратегическое поведение. Формы ценовой и неценовой конкуренции и виды олигополии. Поведение фирмы-олигополиста в отношении цены и выпуска. Роль неценовой конкуренции. Анализ олигополии с применением теории игр. Основные понятия теории игр. Нормальная и расширенная форма игры. «Дерево» решений. Доминирующие стратегии. Равновесие по Нэшу. Дилемма заключенного. Практическое применение теории игр в процессе олигополистического ценообразования. Одновременное принятие решений. Модель дуополии Курно. Функции реакции фирм и равновесие Курно-Нэша (общий случай). Пример: случай с линейной функцией спроса и постоянными предельными издержками. Развитие модели: равновесие Курно для случая одинаковых фирм на рынке. Модель Бертрана. Равновесие Бертрана-Нэша, случаи с одинаковыми и разными предельными издержками. Модель Бертрана для фирм с неоднородным выпуском. Последовательное принятие решений. Лидерство при выборе объема производства: модель Штакельберга. Ценовое лидерство. Модель доминирующей фирмы в конкурентном окружении: кривая остаточного спроса; оптимальный объем выпуска фирмы-лидера, фирм последователей и равновесная цена (графическое представление). Каскад фирм (двойная маржинализация). Картель. Типы картелей: картели, делящие рынок, и картели, делящие прибыль. Условие максимизации прибыли картеля. Проблема неустойчивости картеля. Сравнительный анализ моделей олигополистического поведения фирм.
- Рынки факторов производстваПризнаки конкурентного рынка труда. Спрос фирмы на труд при совершенной конкуренции на рынке продукции. Монополия на рынках факторов производства. Спрос фирмы на труд при монополии на рынке продукции. Монопсония на рынке труда. Условие максимизирующего прибыль найма монопсонии. Социальные потери от монопсонии. Профсоюз на рынке труда. Возможные цели профсоюза: максимизация выплат на заработную плату, максимизация занятости, максимизация экономической ренты членов профсоюза. Рынок труда с двусторонней монополией. Рынки капитала и земли.
- Монополистическая конкуренцияМонополистическая конкуренция: признаки. Источники рыночной власти в условиях монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция: дифференциация продукта, качество, реклама, торговые марки. Определение рынка при дифференциации продукта. Состязательные рынки. Модели ценообразования монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. Сравнение монополистической и совершенной конкуренции. Издержки монополистической конкуренции. Избыточные мощности. Неценовая конкуренция: реальная и мнимая дифференциация продукта; реклама. Влияние рекламы на спрос, объем производства и издержки.
- Монополия и монопольная властьПризнаки рынка монополии. Типы барьеров. Предельная выручка и ценовая эластичность спроса. Монополистическое ценообразование. Максимизация прибыли монополистом: выбор оптимального объема выпуска. Отсутствие кривой предложения у монополии. Показатели рыночной власти. Коэффициент А. Лернера. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Монопольная прибыль в краткосрочном и долгосрочном периоде. Налогообложение в условиях монополии: паушальный налог, налог на прибыль, количественный налог (случай линейного спроса и спроса с постоянной эластичностью). Критерий максимизации общего благосостояния и неэффективность монополии, потери общественного благосостояния, вызванные монополией. Сравнение монополии и конкуренции. Монополия и технический прогресс. Антимонопольное законодательство. Естественные монополии и их регулирование. Цены Рамсея. Ценовая дискриминация и условия, необходимые для ее осуществления. Ценовая дискриминация первой степени и общественное благосостояние. Ценовая дискриминация третьей степени (случаи с постоянными и возрастающими предельными издержками): аналитическое представление и графическая иллюстрация. Ценовая дискриминация второй степени. Ценообразование по принципу: тариф из двух частей. Внутрифирменное ценообразование в вертикально интегрированной фирме.
- Конкурентное равновесие на отдельном рынке и эффективностьПризнаки рынка совершенной конкуренции. Спрос и цена на продукцию совершенно-конкурентной фирмы. Функция рыночного спроса. Эластичность спроса. Взаимосвязь между эластичностями спроса. Функция спроса с постоянной эластичностью. Предложение отрасли в краткосрочном периоде. Эластичность предложения. Определение цены равновесия. Равновесие конкурентного рынка и эффективность. Выигрыш потребителей и выигрыш производителей. Потери в благосостоянии при государственном регулировании рынка: контроль над ценами, налоги, импортный тариф. Конкурентное равновесие и Парето-эффективность. Равновесие совершенно конкурентной отрасли в долгосрочном периоде. Приспособление отрасли к изменению спроса. Кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде с учетом дискретности количества фирм в отрасли с постоянными издержками производства. Кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде в случае отрасли с растущими и понижающимися издержками производства. Экономическая рента, рента Рикардо в случае отрасли с ограниченными ресурсами. Неравновесное ценообразование на конкурентном рынке: паутинообразная модель. Устойчивость рыночного равновесия в паутинообразной модели.
- Экономика чистого обмена: равновесие, эффективность и благосостояние.Понятие экономики чистого обмена. Выгоды от торговли. Обмен благами с учетом первоначальной наделенности. Понятие распределения, допустимые распределения, Парето-оптимальные (эффективные) распределения. Ящик Эджворта и графическое представление Парето-оптимальных распределений для двух потребителей и двух благ. Парето-эффективное размещение благ и контрактная кривая. Условие эффективности в обмене. Кривая потребительских возможностей. Понятие равновесия по Вальрасу на конкурентных рынках благ. Функции чистого (избыточного) спроса. Закон Вальраса. Существование равновесия на конкурентных рынках благ. Поиск равновесия по Вальрасу. Графическое представление равновесия в ящике Эджворта для случая двух потребителей и двух благ. Первая (фундаментальная) теорема благосостояния. Воздействие монополиста на распределение благ. Вторая теорема благосостояния. Проблемы использования критерия Парето-эффективного распределения благ. Компенсационный критерий Калдора-Хикса. Множество Парето-эффективных точек и необходимость общественного выбора. Эффективность и справедливость. Функции общественного благосостояния и социально-экономические критерии справедливости. Применение теории благосостояния: налогообложение дохода и перераспределение благ.
- Общее равновесие и эффективностьТехническая эффективность распределения ресурсов в производстве. Ресурсное ограничение. Ящих Эджворта для производства (случай двух товаров и двух ресурсов). Парето-эффективное размещение ресурсов, условия эффективности. Граница производственных возможностей. Предельная норма трансформации. Факторы, определяющие форму кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки. Построение кривой производственных возможностей при заданных производственных функциях. Производственное равновесие на конкурентном рынке факторов. Экономическая эффективность распределения ресурсов в производстве. Модификация определения равновесия по Вальрасу с учетом производства. Экономика Робинзона Крузо: графическая иллюстрация и условия эффективности. Поиск равновесия по Вальрасу в модели общего равновесия с производством на конкурентных рынках товаров. Модель двух благ, двух производителей, двух потребителей: необходимые условия Парето-оптимальности (эффективность потребления, эффективность производства, эффективность производимого ассортиментного набора). Теоремы благосостояния в экономике с производством. «Провалы» рынка: рыночная власть, неполнота информации, внешние эффекты, общественные блага.
- Внешние эффектыПонятие внешних эффектов и их виды: положительные и отрицательные внешние эффекты; экстерналии в производстве и в потреблении; внешние эффекты, создаваемые общественными благами. Производственные экстерналии и неэффективность: графическая иллюстрация потерь общественного благосостояния при отрицательных и при положительных внешних эффектах. Подходы к решению проблемы неэффективности: нормативы выбросов, налоги (субсидии) Пигу, лицензии на выбросы. Модель интернализации отрицательного внешнего эффекта путем объединения предприятий. Внешние эффекты в потреблении. Квазилинейные предпочтения и теорема Коуза. Модель торговли правами на загрязнение. Трагедия общин. Роль прав собственности и их спецификации в решении проблем внешних эффектов.
- Асимметричная информацияНеполнота информации: скрытые характеристики и скрытые действия. Экономические проблемы, связанные с неполнотой информации: неблагоприятный отбор (отрицательная селекция) как форма предконтрактного оппортунизма; риск безответственности контрагента (моральный риск) как разновидность послеконтрактного оппортунизма. Асимметричность информации о качестве товаров. Влияние асимметричной информации на эффективность рыночного равновесия: модель Акерлофа (рынок «лимонов»). Выбор качества продукции ее производителями. Равновесие на рынке с асимметричной информацией. Неблагоприятный отбор на рынке страхования и на рынке кредитов. Риск безответственности на страховом рынке. Снижение риска безответственности. Подача сигналов о качестве на товарных рынках. Репутация, гарантии, стандартизация и сертификация, расточительные расходы. Асимметричная информация на рынке труда. Модель сигналов на рынке труда (модель Спенса образования как сигнала). Проблема «принципал-агент» («заказчик-исполнитель»). Модели стимулирования усилий исполнителей.
- Общественные блага, голосование и роль правительстваПонятие общественных благ и их свойства. Эффективное обеспечение общественными благами: графический анализ и математический подход. Вывод уравнения Самуэльсона. Ценовой механизм Линдаля. Недостатки модели Линдаля. Проблема «безбилетника». Механизм стимулирования Гровса-Кларка. Роль правительства. Проблема агрегирования предпочтений: теорема невозможности Эрроу. Парадокс голосования. Условия для идеального механизма голосования. Проблема манипулирования голосами. Манипулирование повесткой дня. Локальные общественные блага, теория клубов.
Элементы контроля
- Контрольная работа №1
- Оценка за работу на семинарахОценка за семинары учитывает количество и качество ответов у доски, а также посещаемость занятий.
- ЭкзаменЭкзамен проводится устно на платформе ZOOM и может включать в себя решение задач и ответы на вопросы на знание теории. По решению преподавателя студент может быть освобожден от экзамена, в этом случае формула выставления оценки по дисциплине не включает в себя оценку за экзамен и выставляется по формуле: 0,45*КР1 + 0,45*КР2 + 0,1*семинары
- Контрольная работа №2
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.27 * Контрольная работа №1 + 0.27 * Контрольная работа №2 + 0.06 * Оценка за работу на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ким И. А. - МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-01637-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-432061
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. - МИКРОЭКОНОМИКА 8-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 547с. - ISBN: 978-5-534-03921-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-431067