• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История философии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 144

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Западная философия до середины XX века (История немецкой классической философии)» являются: освоение студентами наследия классической немецкой философии, знакомство с содержанием философских концепций Иммануила Канта и трех представителей «абсолютного идеализма» — Фихте, Шеллинга, Гегеля. Кроме того, в курсе рассматривается специфика и основные представители немецкого Просвещения, специфика концепций непосредственных предшественников Канта (школа Вольфа), работы Винкельмана и Лессинга, Гердера, а также других важнейших немецких философов рассматриваемого периода. Немецкая классическая философия является одним из наиболее выдающихся достижений мировой философской мысли, работы ее представителей сформировали проблематику и язык всей современной философии. Осваивая это наследие, студены не только должны познакомиться с исторически наиболее значительным и даже переломным моментом становления современной философии. Они одновременно должны освоить философский язык, без которого немыслима современная философия, выработать понимание философской систематики, разбираться в специфике постановки философских проблем, в логике и аргументативных стратегиях, разработанных представителями немецкой классической философии. Учитывая выдающуюся значимость философии Канта для последующего развития современной философии, изучению его наследия уделяется в курсе особенно большое внимание. Курс завершается рассмотрением значения немецкой классической философии для формирования Гумбольдтовской модели исследовательского университета. Задача курса – освоение студентами содержания концепций немецкой классической философии, их философской терминологии, понимание философской проблематики, оказавшей влияние не специфику построения этих концепций, знание основных стратегий аргументации, использовавшихся в работах немецких классиков, понимание взаимосвязи отдельных концепций, а также тех проблем, которые стимулировали развитие немецкой классической философии, понимание содержание взаимной критической дискуссии между ними, основные критикуемые недостатки отдельных концепций, знание историко-культурного контекста немецкой классической философии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление: о содержании философских концепций всех основных представителей немецкой классической философии, проблемном и социокультурном контексте формирования немецкой классической философии
  • Знать: авторов, их произведения и доктрины, содержание философских дискуссий рассматриваемого периода, философскую терминологию немецкой классической философии
  • Понимать: проблематику немецкой классической философии, ее историко-философские предпосылки
  • Уметь: читать и комментировать оригинальные философские тексты, анализировать философские проблемы с привлечением концептуального аппарата немецкой классической философии и современной аналитической и интерпретативной литературы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных характеристиках немецкого Просвещения
  • Владеет принципами исторического анализа текстов философии Просвещения
  • Знает основные этапы биографии и творчества И. Канта
  • Имеет представление о специфике и основных задачах трансцендентальной философии
  • Понимает логику кантовской классификации познавательных способностей
  • Понимает смысл кантовских аргументов против догматической метафизики
  • Понимает специфику способности желания в отличие от способности познания
  • Имеет представление об основных проблемах и трудностях кантовской этики долга
  • Владеет терминологией и аргументативным инструментарием формальной этики
  • Имеет представление о специфике кантовского учения о вкусе
  • Понимает историческое значение кантовского обоснования автономной эстетики
  • Владеет терминологией кантовского учения о прекрасном
  • Понимает специфику философии религии, политики и истории Канта и теоретико-познавательный статус этих наук
  • Анализирует важность рецепции философии религии, политики и истории Канта в философии XIX - XX вв.
  • Понимает логику формирования спекулятивного идеализма
  • Имеет представление об основных этапах биографии развития наукоучения Фихте
  • Владеет терминологией диалектической теории самосознания
  • Понимает специфику идеалистического обоснования базовых категорий морали и права
  • Знаком с основными идеями фихтевской теории нравственности и права
  • Знаком с основными этапами философской эволюции Шеллинга
  • Понимает логику обоснования возможности спекулятивного познания природы
  • Понимает логику обоснования исторического подхода к исследованию сознания
  • Понимает философскую специфику и исторический контекст позднего творчества Шеллинга
  • Знает основные этапы творческой эволюции Гегеля
  • Имеет представление о специфике диалектики Гегеля
  • Имеет представление о специфике гегелевского толкования логики
  • Знаком с основными идеями гегелевской натурфилософии
  • Имеет представление об основных темах и разделах гегелевской философии духа
  • Имеет представление о положении философии в гумбольдтовской модели университета
  • Знает основных представителей и особенности немецкой романтической философии
  • Знаком с идеями ключевых представителей раннего кантианства
  • Знает основные стратегии критики кантовского трансцендентализма
  • Знает основные положения педагогической концепции и философской системы Гербарта
  • Оценивает значение немецкой классической философии для формирования Гумбольдтовской модели исследовательского университета
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Немецкое Просвещение: общая характеристика и основные особенности
    Периодизация немецкого Просвещения. Политическая специфика германского мира. Просвещенные монархи Пруссии и Австрии. Специфика религиозности и отношения к религии в немецком Просвещении. Публичное пространство и коммуникативные структуры эпохи Просвещения. Философия немецкого Просвещения. Христиан Вольф и «школьная философия». Определение философии у Вольфа Систематизация метафизики у Вольфа. Философское познание и способы достижения его достоверности у Вольфа. Структура метафизики Александра Баумгартена. Философия государства: Самуэль Фрайхер фон Пуффендорф и Кристиан Томазий. Эстетика раннего немецкого Просвещения: Баумагартен, Лессинг, Винкельман. Ответ И. Канта на вопрос «Что такое просвещение?».
  • Иммануил Кант. Биография, основные произведения.
    Периодизация творчества Канта. Социокультурный, политический и институциональный контекст философии Канта. Работы докритического периода. Гипотеза Канта-Лапласса.
  • Критика чистого разума Иммануила Канта
    Основная проблема «Критики», различие первого и второго издания работы. Историко- философский проблемный контекст работы, основные философские источники работы. Что такое метафизика? Что такое наука? Трансцендентальная постановка вопроса у Канта и его «коперниканский переворот».Синтетические и аналитические суждения a priori. Проблема «вещи самой по себе» (критика Ф. Г. Якоби). Чувственное созерцание: формы чувственности и его функции. Рассудок. Категории рассудка. Трансцендентальная дедукция и проблема схематизма.Трансцендентальная апперцепция. Чистый разум и идеи чистого разума. Учение о видимости. Паралогизмы и антиномии чистого разума. Идеал чистого разума. Основные спорные проблемы «Критики».
  • Критика практического разума и этика Канта.
    Основоположение этики. Формализм этики Канта. Проблема автономии этического действия. Этика долга. Категорический императив и его формулировки. Новый способ обоснования метафизики. Постулаты практического разума. Постулаты и идеи. Проблема соотношения веры и знания.
  • Критика способности суждения и эстетика
    Положение «Критики способности суждения» в системе критик Канта. Эстетическая способность суждения. Телеологическая способность суждения. Влияние эстетика Канта на романтическое искусство (на примере живописи Каспара Давида Фридриха)
  • Философия религии, политическая философия и философия истории Канта
  • Кант и немецкий абсолютный идеализм.
    Содержание понятия «абсолютный идеализм» и его основные представители. Политический и социальный контекст немецкой идеалистической философии. Значение Великой французской революции и наполеоновских войн для немецкой классической философии
  • Иоганн Готлиб Фихте. Биография и основные произведения.
    Проблема периодизации творчества Фихте. Наукоучение. Примат практического разума. Основоположения наукоучения. Принцип сознания и принцип опосредования. Проблема «Я» в философии Фихте. Спор об атеизме. Поздний Фихте: проблема других «Я». Абсолютное бытие. Философия религии и права, политическая философия Фихте
  • Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Биография и произведения.
    Проблема периодизации творчества Шеллинга. Я и абсолютное тождество. Дискуссия с Фихте. Природа и дух. Абсолютное тождество. Поворот в творчестве Шеллинга. Религиозная философия и проблема свободы. Вопрос о происхождении зла. Проблема творения. Философия мировых эпох. Прошлое, будущее и настоящее время. Христианская философия, различие негативной и позитивной философии
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
    Биография и произведения. Ранний Гегель. Влияние Гёльдерлина. Полемика с Шеллингом. «Основная спекулятивная фигура» философии Гегеля. «Феноменология духа» и ее положение в системе Гегеля. «Элементарная структура» работы: сознание, самосознание, разум. 1. Сознание: чувственная достоверность, восприятие, сила и рассудок. 2. Самосознание: диалектика господина и раба, стоицизм, скептицизм и несчастное сознание. 3. Разум: наблюдающий разум, осуществление разумного самосознания, индивидуальность. 4. Дух: нравственность, отчуждение и образование, просвещение, моральность. Религия и абсолютное знание. Рецепция «Феноменологии духа» в современной философии. Система Гегеля. Наука логики: бытие, сущность, понятие. Философия природы. Философия духа. Субъективный дух: антропология, феноменология духа, психология. Объективный дух: абстрактное право, моральность, нравственность, мировая история. Абсолютный дух: искусство, религия откровения, философия. Судьба философского наследия Гегеля. «Крах» философии Гегеля и его последствия для последующего развития философии. Университетская критика философии Гегеля: Адольф Тренделенбург.
  • Неогуманизм и романтизм
    Немецкий неогуманизм — Вильгельм фон Гумбольдт. Учение о государстве, учение о языке. Основные представители философии романтизма. Фридрих Шлегель, Новалис, Фридрих Шлейермахер, Фридрих Гельдерлин. Политический романтизм и его основные представители.
  • Другие важнейшие представители немецкой философии второй половины XVIII- первой трети XIX в.
    Мозес Мендельсон. Георг Гаман. Иоганн Готфрид Гердер. Фридрих Генрих Якоби. Спор о пантеизме и его значение для немецкой философии. Соломон Маймон. Карл Леонгард Рейнгольд: теория представлений. Иоганн Фридрих Гербарт: педагогическая концепция и философская система
  • Университет Гумбольдта.
    Философские предпосылки создания исследовательской модели университета. Принципы и институциональные особенности немецкой модели университета
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Контрольная работа
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hegel, G. W. F. (1820). Philosophy of Right. McMaster University Archive for the History of Economic Thought. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.hay.hetboo.hegel1820
  • Hegel, G. W. F. (1836). The Philosophy of History. McMaster University Archive for the History of Economic Thought. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.hay.hetboo.hegel1836
  • Hegel, G. W. F., & Inwood, M. J. (2018). Hegel: The Phenomenology of Spirit : Translated with Introduction and Commentary (Vol. First edition). Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1708619
  • Immanuel Kant. (2010). Critique of Judgement. [N.p.]: Digireads.com Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1559012
  • Immanuel Kant. (2018). Critique of Pure Reason. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1809086
  • Johann Gottlieb Fichte, & I. H. Fichte. (2018). I. Abth. Zur Theoretische Philosopie II (Vol. Unveränd. Nachdr. [d. Ausg.] Veit, Berlin 1845/46. Reprint 2018). Berlin/Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1949405
  • Kant, I. (1991). Philosophie : was ist Aufklärung? Du : Die Zeitschrift Der Kultur, (11), 115. https://doi.org/10.5169/seals-298622
  • Kant, I. (2014). The Critique of Practical Reason. [N.p.]: Trajectory, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=904991
  • Kuehn, M. (2001). Kant: A Biography. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=761546
  • Кант И. ; Пер. Фохт Б. А. - ГРЁЗЫ ДУХОВИДЦА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 220с. - ISBN: 978-5-534-07259-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/grezy-duhovidca-izbrannye-trudy-422786

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Birgit Sandkaulen. (2019). Jacobis Philosophie : Über den Widerspruch zwischen System und Freiheit. Hamburg: Felix Meiner Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2037136
  • Eric Lehmeier. (2019). Wilhelm von Humboldts Bildungsideal in Zeiten nach Bologna : Die Diskrepanz zwischen dem humboldtschen Bildungsideal und dem gegenwärtigen universitären Bildungswesen (Vol. 1. Auflage). München: GRIN Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2255148
  • Hegel, G. W. F. 1770-1831., Hegel, G. W. F. 1770-1831. D. germanische W., Hegel, G. W. F. 1770-1831. D. griechische und römische W., Hegel, G. W. F. 1770-1831. D. orientalische W., Hegel, G. W. F. 1770-1831. D. V. der G., & Lasson, G. 1862-1932. H. als G. (1917). Philosophie der Weltgeschichte /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9E04157A
  • Hegel, G. W. F., & Georg Wilhelm Friedrich Hegel. (n.d.). [Georg Wilhelm Friedrich] Hegels Schriften zur Politik und Rechtsphilosophie. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3CCCE478
  • Hegel, G. W. F., & Lasson, G. (1921). Grundlinien der philosophie des rechts : mit den von gans redigierten zusatzen aus Hegels vorlesungen. Spain, Europe: Felix Meiner. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AC4D03F6
  • Immanuel Kant. (2014). Kritik der reinen Vernunft / Kritik der praktischen Vernunft. [N.p.]: Nikol. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1673178
  • Kalar, B. (2006). The Demands of Taste in Kant’s Aesthetics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226955
  • Meier, F. (2009). Die Universität als Akteur : zum institutionellen Wandel der Hochschulorganisation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.644931406
  • Oštarić, L. (2014). Interpreting Schelling : Critical Essays. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=818067
  • Sandkaulen-Bock, B. (1990). Ausgang vom Unbedingten : über den Anfang in der Philosophie Schellings /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.463627066
  • Sandkaulen, B. (n.d.). Grund und Ursache : die Vernunftkritik Jacobis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1566D51
  • Schulting, D., & Verburgt, J. (2011). Kant’s Idealism : New Interpretations of a Controversial Doctrine. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=371726
  • Wenzel, C. H. (2005). An Introduction to Kant’s Aesthetics : Core Concepts and Problems. Oxford, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=141264
  • Yeum S. J. (2012). Self-knowledge of Reason as a vital phenomenon in Kant’s transcendental dialectic (translated by A. G. Zhavoronkov). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E06FE593
  • Кант И. ; Пер. Фохт Б. А. - ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-07258-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/edinstvenno-vozmozhnoe-osnovanie-dlya-dokazatelstva-bytiya-boga-izbrannye-trudy-422784