• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Психология гендерных отношений

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Грин Инга Сергеевна, Иванова Анна Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с различными аспектами изучения гендера в исторической ретроспективе и на современном этапе развития гуманитарных наук; основными теоретическими концепциями и данными эмпирических исследований гендерной психологии, а так же методическими возможностями изучения гендерной проблематики; демонстрирует прикладные аспекты изучения гендера и формирует у студентов профессиональные навыки работы с учетом гендерных различий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с различными аспектами изучения гендера в исторической ретроспективе и на современном этапе развития гуманитарных наук
  • Изложение основных теоретических концепций, данных эмпирических исследований гендерной психологии, а так же методических возможностей изучения гендерной проблематики
  • Освоение студентами прикладных аспектов изучения гендера
  • Формирование у студентов профессиональных навыков работы с учетом гендерных различий в интерсекциональном контексте
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объяснение взаимосвязи гендера и культуры в традиционной психологии
  • Объяснение различий между понятиями "пол" и "гендер"
  • Объяснение участия языка в формировании и развитии существующей гендерной системы и гендерной идеологии
  • Описание места гендерной психологии в системе научного знания
  • Описание особенностей изучения гендера в кросс-культурных исследованиях
  • Описание предмета, областей изучения и методологических оснований гендерной психологии
  • Описание этапов становления психологии пола
  • Описание этапов феминистского движения
  • Сравнение воспроизведения гендера в межгрупповом и межличностном взаимодействии
  • Сравнение гендерных особенности вербальной и невербальной коммуникации
  • Сравнение известных теорий гендера
  • Сравнение проблемы пола и гендера в различных философских традициях
  • Сравнение существующих подходов к пониманию гендера
  • Сравнение теорий гендерной социализации
  • Сравнительная характеристика методов гендерных исследований
  • Сравнительная характеристика социального поведения мужчин и женщин
  • Характеристика гендерных особенностей коммуникации
  • Характеристика кросс-культурных гендерно-ролевых идеологий
  • Характеристика макросоциальных теорий гендера
  • Характеристика механизмов гендерной социализации
  • Характеристика микросоциальных теорий гендера
  • Характеристика моделей гендерных отношений в системе межличностного взаимодействия
  • Характеристика причин возникновения и способов урегулирования гендерных конфликтов разных типов
  • Характеристика феминизма как социального движения, как идеологии и как теории альтернативной культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Предмет гендерной психологии
  • Проблемы пола и гендера в философии
  • Феминизм и феминистские теории
  • Социология пола и гендера.
  • Психология пола.
  • Становление гендерной психологии.
  • Конструирование гендера в культуре
  • Роль языка в конструировании гендера
  • Психология гендерных отношений
  • Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия
  • Гендерная социализация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость семинарских и лекционных занятий
  • неблокирующий Активность на семинарских и лекционных занятиях
  • неблокирующий Выступление на семинаре
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.24 * Эссе + 0.108 * Активность на семинарских и лекционных занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.108 * Посещаемость семинарских и лекционных занятий + 0.144 * Выступление на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Ключко О. И. - ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 404с. - ISBN: 978-5-9916-9954-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gendernaya-psihologiya-i-pedagogika-436985

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гендерная дифференциация в психологии: Учебное пособие / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). (переплет) ISBN 978-5-9558-0278-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/367220
  • Проблемы мужского и женского в современном мире. Гендерные роли, стереотипы и идентичность / Ижванова Е.М., - 2-е изд., стереотипное - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 118 с.: 60x90 1/16 ISBN - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/552939

Авторы

  • Иванова Анна Александровна
  • Грин Инга Сергеевна