Бакалавриат
2021/2022
Информационный аспект международных отношений
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения)
Направление:
41.03.05. Международные отношения
Кто читает:
Департамент международных отношений
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Информационный аспект международных отношений» призван развить у студентов целостное восприятие роли информации в международных отношениях. Курс предполагает овладение основами теорий коммуникации, теорий медиа в контексте теорий и практики международных отношений. В рамках курса студенты овладевают навыками систематизации, поиска, оценки, анализа различных источников информации; верификации информации различных уровней достоверности, информационного синтеза. Студенты знакомятся и с практическими приемами информационной работы как в процессе лекций, так и в процессе практических занятий на семинарах. Курс предусматривает приглашение для выступления перед студентами ведущих специалистов-практиков из различных сфер информационной и коммуникационной деятельности. Практическая часть курса основана на изучении наиболее актуальных примеров-кейсов, связанных с различными видами информационного обмена и воздействия различных акторов международных отношений — от самого «низового» уровня общественной дипломатии до коммуникации на высшем уровне.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Информационный аспект международных отношений» является получение студентом целостного представления о роли информации в современных между-народных отношениях.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует историю развития концепции информационной безопасности и информационных войн, основные прецеденты
- Анализирует определение "мягкой силы" и историю возникновения понятия
- Анализирует особенности дипломатической работы в условиях неизбежной открытости XXI века
- Анализирует проблемы информационной открытости
- Анализирует, как ключевые события в истории международных отношений повлияли на современную внешнюю политику
- Выводит основные характеристики современной глобальной информационной среды
- Выделяет основные виды информации
- Выделяет основные публичные формы представления информации о международных отношениях (индексы, рейтинги и пр.)
- Дает оценку роли медиа в международных конфликтах
- Описывает, как изменение технологий влияло на международную медийную среду и взаимодействие государств
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Информация в международных отношениях: введение в тему
- Тема 2. Непубличная информация
- Тема 3. Медиа и публичная информация в международных отношениях
- Тема 4. “Мягкая сила”
- Тема 5. Информация и технологии
- Тема 6. Медиа в глобальном мире
- Тема 7. Информационная открытость
- Тема 8. Информационная безопасность
- Тема 9. Научная информация
- Тема 10. История международных отношений
Элементы контроля
- Эссе
- Семинары
- Практическое задание
- ЭкзаменЭкзамен по дисциплине «Информационный аспект международных отношений» Экзамен проводится в устной форме (беседа по ответам на заранее высланные вопросы, опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. (https://zoom.us/meeting?_x_zm_rtaid=JMVD1JcBStSAgXN6b9NswA.1590842325160.2ad1b2fbd90cdbb926666a05e0cd753d&_x_zm_rhtaid=529). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные (групповые) почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Эссе + 0.2 * Семинары + 0.2 * Практическое задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alistair Brisbourne. (2013). Intercultural Communication: A New Approach to International Relations and Global Challenges by Houman A. Sadri and Madelyn Flammia . London : Continuum , 2011 . 317pp., £22.99, ISBN 9781441103093. Political Studies Review, (1), 101. https://doi.org/10.1111/10.1111/psr.2013.11.issue-1
- Miller, T., & Kraidy, M. M. (2016). Global Media Studies. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1372995
- Nye, J. S., & Welch, D. A. (2014). Understanding Global Conflict and Cooperation: Pearson New International Edition : An Introduction to Theory and History (Vol. Ninth edition/ Pearson new international edition). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418197
- Singer, P. W. . (DE-588)131662260, (DE-627)609812491, (DE-576)31105563X. (2014). Cybersecurity and cyberwar what everyone needs to know Peter W. Singer and Allan Friedman. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.399723471
- Travis, H. (2013). Cyberspace Law : Censorship and Regulation of the Internet. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=655731
Рекомендуемая дополнительная литература
- Berridge, G. (2015). Diplomacy : Theory and Practice (Vol. Fifth edition). Houndmills, Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1054179
- Ojala, M., Pantti, M., & Kangas, J. (2017). Whose War, Whose Fault? Visual Framing of the Ukraine Conflict in Western European Newspapers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7F351F74
- Smith, Bruce Lannes, and Harold D. Lasswell. Propaganda, Communication and Public Opinion, Princeton University Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4071105.
- Современные международные отношения : учебник для вузов, Абрамова, А. В., 2012