Бакалавриат
2021/2022




Научно-исследовательский семинар "Жанры и методы философского исследования"
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Алиева Ольга Валерьевна,
Гаспарян Диана Эдиковна,
Долгоруков Виталий Владимирович,
Золотухин Всеволод Валерьевич,
Макарова Ирина Владимировна,
Максудова-Елисеева Гала Валерьевна,
Марей Александр Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Цель научного исследовательского семинара первого курса – дать студентам базовые знания о многообразии жанров, форм и методов философского исследования, а также предложить практические задания для освоения конкретных методов философской работы. Курс разделен на две части. В первой части студентам будут предложены наиболее общие сведения о специфике философского текста, основных принципах работы с первоисточниками и второисточниками, поиске, сборе и организации библиографической информации, порядке подготовки и написания курсовой работы по философии, понятии философского аргумента, а также цифровых методах в философских исследованиях. Вторая часть курса посвящена практическому освоению конкретных методов философского исследования. Цель данной части курса – предложить студентам понятную и структурированную среду для творческого применения конкретных вариаций наиболее значимых для традиции западноевропейской философии методов философского исследования. В число рассматриваемых методов входят современные и классические интерпретации диалектики, метод трансцендентальных аргументов, методы феноменологического и герменевтического анализа, методы концептуального анализа, а также новейшие разработки в области экспериментальной философии и методов конструирования понятий.
Цель освоения дисциплины
- Развитие навыков самостоятельного мышления
- Понимание типологии текстов, умение выявлять специфические элементы философского контента в нефилософских текстах
- Знание центральных методов философской традиции и умение применять их на конкретных примерах
- Ознакомление с общими проблемами источниковедения и со спецификой источников по античной философии.
Планируемые результаты обучения
- знает основные задачи феноменологического метода
- знает основные направления методологии конструирования понятий
- знает основные ограничения и стратегии критики метода мысленных экспериментов
- знает основные стратегии критики трансцендентальных аргументов
- знает основные этапы становления герменевтики
- знает форму трансцендентального аргумента
- умеет выявлять в тексте структуру диалектического опровержения
- умеет приводить примеры герменевтического круга
- умеет применять базовые техники конструирования понятий
- умеет применять основные понятия герменевтики Х.Г. Гадамера к анализу текстов.
- умеет применять феноменологический метод в пошаговой интерпретации Г. Шпигельберга
- умеет самостоятельно формулировать примеры трансцендентальных аргументов
- умеет формулировать мысленные эксперименты различных видов
- формулирует примеры диалектического рассуждения
- знает основные вариации методов концептуального анализа
- знает основные задачи метода мысленных экспериментов
- знает основные значения понятия диалектика
- знаком с основными жанрами историографии философии в античности
- имеет начальное представление о видах источников и методах работы с ними
- понимание типологии текстов, умение выявлять специфические элементы философского контента в нефилософских текстах
- развитие навыков самостоятельного мышления (способность к диалогу и дискуссии)
- Способен подготовить текст в жанре аргументативного эссе
- Умеет находить и организовывать библиографическую информацию
- умеет работать с базой PhilPapers
- умеет решать логические задачи на соответствие в редакторе онтологий Protégé.
- формулирует парадокс анализа Дж. Э. Мура и основные стратегии его преодоления
Содержание учебной дисциплины
- Философский текст
- Пролегомены к работе с источниками
- Поиск, сбор и организация библиографической информации
- Цифровые методы в философии
- На пути к курсовой: чтение философского текста, конспект, реферат, аргументативное эссе, рецензия
- Диалектика
- Трансцендентальные аргументы
- Феноменология
- Герменевтика
- Концептуальный анализ
- Мысленные эксперименты
- Метод конструирования понятий
- Навыки эффективной работы с исследовательской литературой
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.33 * Финальное эссе + 0.34 * Работа на семинарских занятий + 0.33 * Домашние задания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cassam, Q. (1987). Transcendental Arguments, Transcendental Synthesis and Transcendental Idealism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0985114
- Cloonan, T. F. (2012). Gallagher, Shaun, and Schmicking, Daniel (Editors). (2010). Handbook of Phenomenology and Cognitive Science. Dordrecht: Springer, ix + 688 pp. Hardcover (ISBN: 978-90-481-2645-3), $249.99. Journal of Phenomenological Psychology, 43(2), 251–260. https://doi.org/10.1163/15691624-12341239
- Frank Jackson. (1998). From Metaphysics to Ethics : A Defence of Conceptual Analysis. Clarendon Press.
- Herman Cappelen. (2018). Fixing Language : An Essay on Conceptual Engineering: Vol. 1st ed. OUP Oxford.
- Rescher, N. (2006). Philosophical Dialectics : An Essay on Metaphilosophy. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=158796
- Rescher, N. (2007). Dialectics : A Classical Approach to Inquiry. Frankfurt: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=603494
- Robert Arp, Barry Smith, & Andrew D. Spear. (2015). Building Ontologies with Basic Formal Ontology. The MIT Press.
- Sorensen, R. A. (1998). Thought Experiments (Vol. [pbk. reprint 1998]). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=23526
- Данилевский, И. Н. Источниковедение : учебное пособие / И. Н. Данилевский, Д. А. Добровольский, Р. Б. Казаков. — Москва : Высшая школа экономики, 2015. — 685 с. — ISBN 978-5-7598-1092-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66019 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении, Ильенков, Э. В., 1997
- Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер, Х.-Г., 1988
- Как я понимаю философию, Мамардашвили, М. К., 1992