• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Математический анализ 1

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 110

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Математический анализ-1» предназначена для студентов 1-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению 38.03.01. «Экономика», образовательная программа «Экономика». Формат изучения дисциплины - без использования онлайн курса. В курсе студенты познакомятся с базовыми знаниями теории пределов и непрерывных функций и дифференциального исчисления функций одной и многих переменных. Материал иллюстрирован большим числом примеров анализа экономических систем. В период карантинных мер, все занятия и формы контроля проводятся дистанционно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Добиться усвоения студентами теоретических основ, базовых результатов и теорем математического анализа, а также основных математических приемов и правил формального анализа и решения различных математических задач на основе полученных теоретических знаний
  • Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, использующих модели и методы многомерного математического анализа
  • Обеспечить запросы других разделов математики, использующих возникающие в математическом анализе конструкции
  • Научить слушателей давать оценку предельного поведения различных функций
  • Продемонстрировать возможность исследования зависимости экстремумов от параметров
  • Выработать у слушателей навыки решения типовых задач, способствующих усвоению основных понятий, а также задач, способствующих развитию начальных навыков научного исследования
  • Развить умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Cтудент дифференцирует элементарные функции и приобретает навыки использования свойств дифференцируемых функций.
  • Cтудент приобретает навыки использования свойств непрерывных функций.
  • Студент вычисляет пределы функций и последовательностей.
  • Студент вычисляет пределы функций нескольких переменных и приобретает навыки использования свойств непрерывных функций нескольких переменных.
  • Студент вычисляет производные высших порядков, применяет необходимое условие экстремума, приобретает навыки использования формулы Тейлора.
  • Студент вычисляет частные производные высших порядков, устанавливает достаточные условия экстремума, приобретает навыки использования формулы Тейлора для функций нескольких переменных.
  • Студент дифференцирует функции нескольких переменных и устанавливает необходимое условие экстремума.
  • Студент классифицирует подмножества R^n.
  • Студент классифицирует числовые множества и функции и выполняет основные операции над ними.
  • Студент проводит полное исследование элементарной функции и строит ее график.
  • Студент решает задачи на условный экстремум.
  • Студент устанавливает существование неявно заданной функции и вычисляет ее частные производные, решает задачу о локальной гладкой обратимости функции, устанавливает зависимость и независимость функциональных систем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Непрерывные и дифференцируемые функции одной переменной. Раздел 1. Множества и функции.
  • Тема 1. Непрерывные и дифференцируемые функции одной переменной. Раздел 2. Пределы.
  • Тема 1. Непрерывные и дифференцируемые функции одной переменной. Раздел 3. Непрерывность.
  • Тема 1. Непрерывные и дифференцируемые функции одной переменной. Раздел 4. Операция дифференцирования и свойства дифференцируемых функций.
  • Тема 1. Непрерывные и дифференцируемые функции одной переменной. Раздел 5. Производные высших порядков, формула Тейлора, достаточные условия экстремума.
  • Тема 1. Непрерывные и дифференцируемые функции одной переменной. Раздел 6. Исследование функций.
  • Тема 2. Непрерывные и дифференцируемые функции нескольких переменных. Раздел 1. Множество R^n и его подмножества. Скалярные и векторные функции.
  • Тема 2. Непрерывные и дифференцируемые функции нескольких переменных. Раздел 2. Пределы и непрерывность.
  • Тема 2. Непрерывные и дифференцируемые функции нескольких переменных. Раздел 3. Операция дифференцирования. Необходимое условие экстремума.
  • Тема 2. Непрерывные и дифференцируемые функции нескольких переменных. Раздел 4. Частные производные высших порядков. Формула Тейлора. Достаточное условие экстремума.
  • Тема 2. Непрерывные и дифференцируемые функции нескольких переменных. Раздел 5. Неявно заданные отображения. Локальная обратимость. Зависимость числовых систем.
  • Тема 2. Непрерывные и дифференцируемые функции нескольких переменных. Раздел 6. Однородные функции.
  • Тема 2. Непрерывные и дифференцируемые функции нескольких переменных. Раздел 7. Условный экстремум.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Время выполнения работы 90-120 минут (объявляется до проведения контрольной). В случае введения карантинных мер все контрольные и экзамены проводятся дистанционно на платформе Microsoft Teams или Zoom . Контроль за самостоятельностью выполнения заданий студентами (прокторинг) осуществляют преподаватели. В случае, если самостоятельность решения заданий контрольной студентом вызывает сомнения, преподаватель вправе назначить студенту дополнительное собеседование по контрольной. По результатам собеседования первоначальная оценка может быть изменена, или работа может быть аннулирована.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Время выполнения работы 90-120 минут (объявляется до проведения контрольной). В случае введения карантинных мер все контрольные и экзамены проводятся дистанционно на платформе Microsoft Teams или Zoom. Контроль за самостоятельностью выполнения заданий студентами (прокторинг) осуществляют преподаватели. В случае, если самостоятельность решения заданий контрольной студентом вызывает сомнения, преподаватель вправе назначить студенту дополнительное собеседование по контрольной. По результатам собеседования первоначальная оценка может быть изменена, или работа может быть аннулирована.
  • блокирующий Экзамен
    Время выполнения работы 160 минут. В случае введения карантинных мер экзамен проводится дистанционно на платформе Examus, Microsoft Teams или Zoom. Если используется платформа Microsoft Teams или Zoom, контроль за самостоятельностью выполнения заданий студентами (прокторинг) осуществляют преподаватели. Если используется платформа Examus, может быть использован синхронный или асинхронный прокторинг (для проведения синхронного прокторинга приглашаются сторонние прокторы). В случае, если самостоятельность решения заданий экзамена студентом вызывает сомнения, преподаватель вправе назначить студенту дополнительное собеседование по его экзаменационной работе. По результатам собеседования первоначальная оценка может быть изменена, или работа может быть аннулирована.
  • неблокирующий Индивидуальное домашнее задание
    Домашние задания выполняются студентами самостоятельно в течение нескольких недель и сдаются на проверку преподавателям или учебным ассистентам к определенному сроку, который объявляется заранее. Работы, сданные с нарушением сроков, не проверяются и считаются несданными.
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Контрольная работа 2 + 0.2 * Контрольная работа 1 + 0.1 * Индивидуальное домашнее задание + 0.1 * Участие в дискуссии на семинаре + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кудрявцев Л.Д., Кутасов А.Д., Чехлов В.И. - Сборник задач по математическому анализу. Том 2. Интегралы. Ряды - Издательство "Физматлит" - 2009 - ISBN: 978-5-9221-0307-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2227
  • Курс математического анализа : учебное пособие / А.М. Тер-Крикоров, М.И. Шабунин, 2-е изд. - Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2001. - 669 с. ISBN 5-9221-0008-3 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/544563
  • Курс математического анализа : учеб. пособие для вузов, Тер-Крикоров, А. М., 2000
  • Сборник задач и упражнений по математическому анализу : учеб. пособие для вузов, Демидович, Б. П., 2003
  • Сборник задач по математическому анализу : учебное пособие / Л. Д. Кудрявцев, А. Д. Кутасов, В. И. Чехлов, М. И. Шабунин. — 2-е изд., перераб. . — Москва : ФИЗМАТЛИТ, [б. г.]. — Том 3 : Функции нескольких переменных — 2003. — 472 с. — ISBN 5-9221-0308-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2220 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сборник задач по математическому анализу : учебное пособие / Л. Д. Кудрявцев, А. Д. Кутасов, В. И. Чехлов, М. И. Шабунин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, [б. г.]. — Том 1 : Предел. Непрерывность. Дифференцируемость — 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-9221-0306-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2226 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тер-Крикоров, А. М. Курс математического анализа : учебное пособие / А. М. Тер-Крикоров, М. И. Шабунин. — 2-е изд. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2001. — 672 с. — ISBN 5-9221-0008-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/59258 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jacques, I. (2015). Mathematics for Economics and Business (Vol. 8th ed). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419610
  • Sydsæter, K., & Hammond, P. J. (2016). Essential Mathematics for Economic Analysis (Vol. Fifth edition). Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1419812
  • Takayama,Akira. (1985). Mathematical Economics. Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.cup.cbooks.9780521314985
  • Линейная алгебра, дифференциальное исчисление функций одной переменной : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010
  • Математические методы оптимизации и экономическая теория, Интрилигатор, М., 2002
  • Математический анализ и дифференциальные уравнения : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010